Mar 12, 2010 15:32
Консультировалась с Тюменскими музейными работниками.
Довольновы им не встречались.
Но ответ очень интересный:
"Сотни кармацких мастеров в 1870-1930-е годы расписали тысячи сельских домов в Сибири и Зауралье. Период наивысшего развития народного красильного дела в целом относится к 1880-1910 гг. Тюменская (кармацкая) свободная маховая роспись тесно связана с народной иконописью, т.к. икону и роспись интерьера крестьянской избы, прялок, вальков, бондарной посуды, дуг и других предметов быта, роднит сам мастер. На рубеже XIX-ХХ вв. процесс распространения росписи становится наиболее интенсивным, ее наличие зафиксировано экспедиторами по сохранившимся памятникам народного творчества во всех районах Среднего Зауралья. Кустарями была выработана оригинальная живописная манера, когда непросохшие краски смешивались на расписываемой поверхности, создавая мягкие переходы от цвета к цвету. Разбелы (добавление белил), накладываемые поверх подмалевок, придавали им форму листьев, цветов и ягод, мотивы приобретали некоторую объемность, но фронтальное расположение основных пятен способствовало сохранению плоскостного характера росписи.
В фондах региональных музеев Зауралья и Западной Сибири имеется много образцов их творчества: иконы, расписные прялки, туеса, солонки и пр.
Большая часть домовых росписей, выполненных кармацкими мастерами, датируется 1890-1910 гг. Роспись отличалась своей монументальностью. Расписывался весь интерьер дома: сени, двери, подполатный угол, потолок, стены, простенки, пристенные лавки, приставные скамейки, табуреты и стулья раскрашены масляной краской. Высокие поставцы, или "горки" (шкафчики для праздничной, стеклянной, фаянсовой и фарфоровой посуды), традиционно имеют желто-коричневый, синий, зеленый или темно-красный оттенок, иногда оформлены рельефной резьбой или росписью. В XIX в. народные росписи в Среднем Зауралье существовали в форме отхожих промыслов. Информаторы рассказывают, что расписывали в деревне двери, потолки, печи и прялки цветами и травами приезжие "крашельщики". По словам уроженки Аромашевского района: "Приходили крашельщики, расписывали опечки, потолки, простенки. Раскрашен ком горшочек - из него цветочек".
В.А. Барадулин связывает спад красильного дела с применением новых способов отделки крестьянских жилищ (штукатурка, оклейка обоями, побелка), а также с уменьшением заработка маляров в связи с I мировой войной. Однако исследователь отмечает, что в 1925-1940-х гг. некоторые маляры еще ездили в глухие районы Западной Сибири.
Рекомендую познакомиться со следующей литературой:
• Барадулин В.А. Отхожий малярный промысел на Среднем Урале. (Вятские мастера рубежа XIX-XX веков) // Сообщения Государственного Русского музея, вып. XI. - М., 1976. С. 44;
• Он же. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу. - Свердловск, 1982;
• Он же. Уральский букет. - Свердловск, 1987;
• Он же. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом. - Ленинград, 1988."
урало-сибирская роспись,
Довольновы