Часть 3. В ней можно узнать о географии: где жили красильщики, где они работали, а также график их работы и про конкурентов с Вятки
По-видимому обычай расписывать крестьянские дома на Урале появился в начале XIX в.Тюменские, или кармакские красильщики, а в основном они расписывали уральские дома, были выходцами с русского севера. Жили они по реке Кармак в деревнях Мальцева, Кокшарова, Гилева, Скородум, Рябова, Верховина, Соколова, Сажино, Брюханова, Зырянка (бывшие Успенская и Гилево-Кармакская волости). По современному административно-территориальному делению эти деревни входят в Тугулымскии район Свердловской области. Можно предположить, что со временем на р. Кармак сложился настоящий центр малярного и «отхожего» промысла. Развитию промысла способствовали близость Тюмени (1586 г.), проходивший по этим местам Сибирский тракт. В те времена о Тюмени говорили: «ворота в Сибирь», «мать городов сибирских», «Тюмень - столица деревень». Тюмень славилась производством речных судов, мебели, кошевок, саней, массивных и ярко раскрашенных дуг, сундуков, ящиков, сит, решет, деревянной посуды. В возникновении крестьянской росписи несомненно сыграли свою роль и горнозаводские живописные промыслы.
Тюменские красильщики имели довольно обширный радиус действия. На востоке они добирались до Барнаула, Бийска; на юге - «до самой орды, до степей»; на севере - до Тобольска, Тавды, Верхотурья; на западе - до Челябы, Екатеринбурга и Нижней Салды. Ездили красить на своих лошадях в свободное от полевых работ время. Чаще всего выезжали вдвоем с товарищем или с кем-нибудь из своей семьи. Уезжали после масленицы и до посевной, месяца на полтора - два. Затем - после посевной и уборки хлебов. Были случаи, когда некоторые малоземельные красильщики задерживались в чужой стороне и дома управлялись без них. В зимнее время не ездили. У каждого мастера был в основном свой «путик», определенный маршрут по одним и тем же деревням.
Известные мастера работали, как правило, в крупных селах, проходивших по тракту, а кто слабее владел кистью, чаще менял «путик» и ездил, главным образом, по отдаленным деревням, где крестьяне были попроще, менее требовательны. Приезжали на Урал и вятские красильщики, были и свои - местные мастера.