Как это верно! ))) Вот меня никто, никогда ничему плохому не учил. И что из этого вышло? Старшие дети у нас тоже так себе. Хотя, наш папа вообще-то огого в плане научить чему-нибудь некошерномуполезному. Но все-таки, срочно нужен дядя а-ля доктор Хаус. )))
Оригинал взят у
ototo в
Кто тебя научил? Женя Ковалев,
специально для «Oтото»
Родители должны учить детей только хорошему. Это хоть где аксиома, а в Израиле, в силу некоторой нашей специфики, наверное, совсем заповедь. Хотя, вообще-то, всё теорема.
А кто должен учить детей плохому?
Одного ребёнка воспитывали дома: мама, папа, бабушка и дедушка. Это был очень воспитанный ребёнок. Все, кто приходили в гости, говорили, что он знает и умеет гораздо больше, чем большинство детей в его возрасте.
За год до школы, или когда там по израильскому закону, его отдали в садик. Забирать в первый день пришли всей семьёй, сели в кафе, заказали штрудель. Ребенок подробно рассказал, как устроен садик, как организована работа, распределены функции между воспитателем и нянечками, где хранятся личные вещи и откуда привозят обед. Были, конечно, вопросы, всё-таки первый день, и ребёнок разъяснял недопонятое, разрешал сомнения, вдавался в подробности.
- Это всё хорошо, - сказал, наконец, дедушка. - А чему ты научился в твой первый день в садике?
- Трём вещам, - уверенно ответил ребёнок, и все приготовились слушать. - Кусаться, пинаться и плеваться.
Это непросто - решить, откуда хорошие еврейские дети из хороших еврейских семей должны узнавать плохое. А они должны. Нельзя, чтобы они знали меньше, чем нееврейские.
Некоторые рассчитывают, что нужное знание придёт само. Из среды, из воздуха.
Вот у Омри Ронена:
«В третьем классе я обратился к отцу как к биологу за научными разъяснениями... Отец спросил: «Тебе ребята в школе не рассказывали?» - «Рассказывали невероятные глупости». - «Если глупости, значит правда».
Это, конечно, путь. Но бесконтрольный. Еврейские родители без контроля воспитательный процесс не оставляют. Никакой не оставляют, а тут - «ребята в школе»?
Решение - Тот, Кто Учит Ребёнка Всему Плохому.
Дядя или кузен, или однокурсник родителей. Кто-нибудь сбоку семьи, но признанный и любимый. Человек лёгкий и надёжный.
Надёжный настолько, что папа, гневно вскричав: «Кто научил тебя говорить за столом про варёные кабачки „говно слизистое“?» и услышав: «Дядя Веня», светлеет лицом: слава богу, это не влияние улицы.
Тот, Кто Учит Ребёнка Всему Плохому, учит ребёнка всему плохому: как пользоваться трамвайным билетом, когда рулон кончился, на какой мотив поётся «Тятя кузницу построил» и как разговаривать с грузчиками, чтобы заносили покупки из супера на кухню. Случайно подслушав у него поговорку «Взялся за грудь - говори что-нибудь», ребёнок, страдавший косноязычием, через год возглавляет сборную школы по риторике. Дети из семей, где нет Того, Кто и всему учат родители, слушают рассказы о нём с восторгом и завистью.
Один ребёнок, которого учу всему плохому я, появляется раз в год на день. Соответственно, знания приходится передавать концентрированно, что требует некоторой организации: вот такие темы, вот такие анекдоты, вот такие прикупки или, там, поговорки.
В очередной визит занимались жуткими четверостишиями. Про электрика, про пулемёт в канаве, про ржавую мину. Выросшему вдали от метрополии ребёнку этот пласт великой культуры оказался совсем незнаком, он нуждался в ещё и ещё примерах. Не сразу, но быстро обозначился уровень, когда легче придумать, чем вспомнить, я пошёл по пути наименьшего сопротивления.
Третье получилось на местном материале:
Девочка Рита в районе Атлита
Попу чесала куском динамита.
Если вы Риту проведать хотите,
Пятки в Эйлате, а чёлка на Крите.
Ребёнок задумался и вышел из комнаты.
Вернулся довольный, с атласом, и сказал:
- Всё правильно: Крит сверху, Эйлат снизу, а Атлит посередине.
И стало очевидно, что учить ребёнка только плохому не получается.
А как у тех, кто учит только хорошему?
А вы вот можете рассказать, кто и как учит ваших детей плохому?