The Deer Hunter (1978) by Michael Cimino

Jul 02, 2010 16:51





Фильм, который давно собиралась посмотреть. Может, оно и к лучшему, что никак не могла собраться, ибо всему свое время. Вот и настало время "Охотника на оленей".

Маленький промышленный городок - едва заметная точка на карте. Штат Пенсильвания, США. Трое друзей из семей обосновавшихся в Америке российских иммигрантов, собираются во Вьетнам - воевать за… В общем, за что-то воевать. За Америку, в конце концов. Они ведь американцы, несмотря на пару-тройку полузабытых, с трудом произносимых слов на русском языке, несмотря на родителей, выросших в другой стране и говорящих на смеси русского с английским. Майк (Роберт де Ниро), Ник (Кристофер Уокен) и Стивен (Джон Савадж) работают вместе на сталелитейном заводе, свободное время проводят в баре за игрой в бильярд и распитием пива и иногда выезжают за город - на охоту. Для Майка охота - почти религия, Ник относится к этому, как к причуде, но сопровождает друга («потому что ты единственный, с кем я могу охотиться»), а остальные (пара приятелей с завода) выезжают просто за компанию. Перед отъездом во Вьетнам надо успеть сделать очень многое. Во-первых, у Стивена свадьба. Во-вторых, у Майка охота. Надо непременно убить оленя и непременно с одного выстрела. Два выстрела - плохая примета.



Свадьба: настоящая, почти деревенская, с венчанием в православной церкви, с танцами под «Катюшу», с распитием молодыми спиртного из одного сосуда («не пролейте ни капли - плохая примета»), с чередованием пива и водки и с непременно полагающейся дракой. Ник собирается жениться на своей девушке, Линде (Мэрил Стрип), потом… после Вьетнама. Майк тайно (для него самого, пожалуй, а не для окружающих) влюблен в Линду. Он вообще немного странный и очень скрытный человек. После свадьбы приятели выезжают на охоту, расслабляются в баре, отмечая триумф Майка (с одного выстрела - красавец олень), а потом, без плавных переходов - огонь напалма выжигает вьетнамскую деревню, потом - вьетконговский плен и посттравматический синдром, проявляющийся случайным образом, словно исход игры в «русскую рулетку». Вернутся друзья с войны или нет - принявшие участие в игре по имени Вьетнам изменятся навсегда, бесследно, каждый день будут вздрагивать от сухого щелчка осечки и ждать (многие - с нетерпением) настоящего патрона. «С одного выстрела, Майк?» (с).



«Охотник на оленей» - тот самый случай искреннего фильма, рассказанной от души истории, который попадает точно в цель с одного выстрела. Приблизиться к подобному триумфу (5 Оскаров, включая режиссерский и лучший фильм года) Майклу Чимино более не удалось. Следующий фильм Чимино, вестерн «Врата рая», с треском провалился в прокате, а 80-е, в основном, ознаменовались съемками боевиков и криминальных драм категории B. Причина успеха «Охотника на оленей» - не в актуальной в 70-е теме посттравматического военного синдрома и не в больной для любого американца теме Вьетнама. То есть, отчасти успех обеспечен и темой тоже. А еще это хороший (небезупречный, но хороший) сценарий и потрясающая съемочная группа.



Кристофер Уокен, актер с лицом то ли женщины, то ли ребенка, с потусторонними глазами - сыграл Ника: хорошего парня неизлечимо больную жертву войны. Одну из жертв.



Роберт Де Ниро сыграл молодого человека с многообещающей фамилией Вронский и благообразным видом русского мелкопоместного дворянина, который придает актеру борода: скромного, спокойного, скрытного, немного суеверного Майка. Де Ниро образца 70-х мог бы сыграть любую роль в этом фильме с легкостью: хорошо, что его заинтересовал именно Майк. Есть люди, в которых глубоко под внешней неприметностью скрыт стальной, надежный трос, позволяющий им в тяжелейших обстоятельствах выстоять самому и постараться спасти окружающих. Хотя бы постараться.



В финале Майк, герой своего времени, простой американский парень с фамилией Вронский, сидя за столом в кругу друзей, поет об Америке, в которой ему хотелось бы жить. Наконец, Мэрил Стрип - молодая, малоизвестная на тот момент актриса, сыграла Линду - девушку, которую любят Ник и Майк.



Роль небольшая, но Мэрил удалось показать растерянность героини, ее хрупкость и силу, одновременно. Крепкая, профессиональная работа оператора (Вилмос Зигмонд) - одинаково сдержанная как при съемках индустриальных пейзажей, горных и лесных красот Пенсильвании так и в демонстрации джунглей или злачных закоулков Сайгона - еще один несомненный успех фильма. Возможно, дальнейшие неудачи Чимино объясняются отсутствием темы, которая по-настоящему интересовала самого режиссера, ведь в данном случае фильм живет и дышит именно благодаря тому, что автор (фильма, сценария, самой идеи) говорит со зрителем с помощью актеров и оператора: говорит о том, во что верит сам.

как тебе не стыдно киноман, кино

Previous post Next post
Up