Буквально накануне, числа 10 апреля, я ещё помнила, что скоро День космонавтики. Потом даты и дни недели перемешались и я всё пропустила, хотя этот праздник стоит у меня на 3 месте после Нового года и Дня Победы. Видимо, настолько сильно передавались эмоции родителей совсем ещё неразумному детёнышу. А эмоций было много: ура! в космос полетели Стрелка и Белка; ура! наш человек в космосе, мы первые, космос наш!"
Полет Гагарина, несмотря на всю свою неразумность, мне кажется, я помню...
Про Белку и Стрелку мне рассказывал вплоть до младшешкольного возраста ... или даже среднешкольного...
Это были символы успеха советского народа в освоении космоса...
И вот сегодня, когда я проходила мимо своего "коллекционного шкафа", мой взгляд зацепился за маленькую фигурку...
Да, это Белка и Стрелка. Те самые космические собачки, которые первые вернулись на Землю живыми и здоровыми.
19 августа 1960 года на борту советского космического аппарата «Спутник-5» эти собакчи семнадцать раз облетели земной шар за 25 часов.
Они, вернее, проведенные во время их полёта исследования, подтвердили возможность отправки в космос человека. Кстати, компанию в полетё им составили 40 мышей, две крысы и тараканы (или какие-то ещё насекомые).
Космический корабль оборудовали не только медико-биологической аппаратурой, фиксирующей все изменения в организме животных, но и видеокамерами. Впервые в истории космонавтики в ЦУПе вели теленаблюдение за происходящим на борту.
Прежде чем отправиться к звёздам, четвероногие космонавты прошли отбор (из 12 кандидатов) и серьёзную подготовку. Основные критерии: вес не более 6 кг, рост - до 35 см, возраст - от двух до шести лет, светлый окрас, чтобы собак было лучше видно на мониторах. Важным критерием была внешность животных: собаки должны были выглядеть привлекательно на случай освещения их полёта в СМИ. (Конечно, что может быль важнее привлекательного вида!)
Несколько месяцев собак приучали есть желеобразную пищу и «носить одежду» со специальными датчиками. Одной из самых сложных задач было приучить животных находиться в тесном замкнутом пространстве. С этой целью их помещали в металлический ящик размером с контейнер спускаемого аппарата. Завершающим этапом подготовки стали испытания на вибростенде и центрифуге.
В итоге, учёные выбрали двух беспородных собак, успешно прошедших все этапы тренировки - Белку и Стрелку. Предпочтение было отдано дворняжкам, так как они лучше породистых псов переносят стрессовые ситуации.
Белка и Стрелка очень сильно помогли развитию космонавтики.
Реакции организма собак на состояние невесомости и нахождение в космосе фиксировались специальными датчиками и передавались на Землю. В результате была получена информации о биохимических, физиологических и даже генетических процессах, происходящих в живом организме в условиях необычного для него космического пространства.
И Белка, и Стрелка перенесли полет нормально.
Поведение собак процессе полета было разным. Стрелка сохраняла полное спокойствие, а вот Белка онервничала. На четвертом витке она начала проявлять признаки беспокойства, пытаясь покинуть кабину и освободиться от сдерживающих ее креплений.
На основании собранных данных ученые удостоверились, что полет в космос человека возможен и опасности для живого организма не представляет, но он должен быть максимально ограниченным по времени. Фактически, Стрелка утвердила принципиальную возможность полета Гагарина в космос, а Белка своим беспокойным поведением ограничила этот полёт до одного витка по орбите.
Интересно, что в разных источниках можно найти разную информацию о том, как действительно звали этих собачек.
Одни источники утверждают, Белку звали Альбиной, а Стрелку - Маркизой.
В других источниках, можно прочитать, что Стрелку звали Каплей, а Белку - Вильной.
Сходятся в одном: когда собаки слетали в космос и вернулись, надо было давать информацию в прессу. О полёте доложили маршалу Неделину. Он, конечно, обрадовался, но вспылил: «Как это советские собаки могут носить такие прозвища?! Надо срочно придумать им другие!» И распорядился назвать их Белкой и Стрелкой.
"Белка и Стрелка", автор Светлана Ильинична Вайнштейн-Машурина (Асерьянц), Вербилки (Дмитровский фарфоровый завод), 1961 год.