Serge Lutens. Кавалер ордена искусств, обладатель четырех парфюмерных «Оскаров» FIFI Award, фотограф, кинорежиссер, парикмахер, дизайнер одежды, арт-директор Christian Dior, затем Shiseido и писатель.
Ароматы Лютена не похожи ни на что, они удивительны и многогранны. Сам парфюмер, - француз, эстет, меланхолик и поклонник Бодлера, как любят на нем ставить штамп аромасайты, - живет в Маpракеше, где придумывает парфюмерные образы (но не создает лично формулы ароматов, предоставляя это право Кристоферу Шелдрейку). Соответственно, бóльшая часть линии ориентальная, однако это не простое воплощение местных самобытных традиций, а пропущенный сквозь призму европейской манеры постижения восточной эклектики западный Восток. Поэтому Лютена так сложно классифицировать на все 100%. Его духи изумительны, мультигендерны. Они «маслянисты», сочны, обжигающи.
Все в них прекрасно, кроме цены. Поскольку эти ароматы причислены к селективной парфюмерии и далеко не все разрешены парфюмером к экспорту (основная коллекция продается во Франции, в Les Salons du Palais Royal Shiseido), цена на них - порядка 150 евро за 50 мл в Украине. Такое разорение семейного бюджета объясняется тем, что селективные бренды, для того чтобы оставаться таковыми, должны обеспечить не только ограниченный выпуск товара на рынок, но и использование уникального высококачественного сырья, натуральных ингредиентов, включая редкостные и дорогостоящие. Впрочем, синтетические ноты могут быть вкраплениями в цельном букете аромата, с тем чтобы подчеркнуть и усилить эффект естественных компонентов. Такие духи безумно долго «живут на коже», т.к. это высококонцентрированные парфюмы с подлинными маслами, так называемые «edp haute concentration». Да, да, поговаривают, что Лютен все еще позволяет себе роскошь использовать в производстве только природные компоненты.
Знакомство с нетривиальными ароматами редко проходит гладко. Селективная парфюмерия, несмотря на свою исключительность, нравится далеко не всем своей неклишированностью. Многие парфюмы очень «сложны» для восприятия, из-за того, что интерес к нестандартным духам предполагает не столько наличие modern taste, сколько присутствие развитого taste culture. Я бы дала им прозвище «ароматы для знатоков», ведь для того, чтобы понимать Лютена, надо разбираться не только в парфюмерном искусстве, но еще вскрыть определенный культурный пласт (как, например, для Fumerie Turque надо посмотреть фильм Бертолуччи «The Sheltering Sky» и знать природу творчества Боулза). Люди, ценящие селективные марки - лица независимые и знающее себе цену.
Селективная парфюмерия исповедует религию нонконформизма: смешение несочетаемого, моно- или неожиданные запахи, одновременное «звучание» всех нот, ароматы-конструкторы. Именно потому строгая концептуальность и единый, часто нарочито примитивный или чрезмерно роскошный, дизайн флаконов для всех духов линии - характерные черты селектива. Эти бренды продают в стеклянных (а также рукотворных хрустальных) флаконах не просто запах, а ворох воспоминаний, идей, эмоций.
На коже парфюмы Лютена раскрываются по-разному. Кого-то эти духи любят, кого-то нет. Многих они могут «душить», но шлейф всегда бесподобен. Они придирчивы - ведут себя на коже возмутительно дерзко. Они не модны, напротив, ощущаются вызывающе странными и «на любителя».
Что касается меня, то я отношусь к ароматам Лютена - словно к драгоценностям, как ко второй коже. Наношу духи в зависимости от настроения и того образа, который намереваюсь создать. Не существует маски увлекательнее и органичнее. «Маски» - потому что с помощью духов я играю, выбираю роль в сегодняшнем спектакле, «органичнее» - потому что маска через какое-то время сливается со мной в единое целое и уже не разобрать, кто руководит моим поведением - маэстро Лютен или я сама.
Я могу долго «разнашивать» творения Лютена, но если они на меня «сядут», то это насегда. Окружающие часто задают вопрос, что за парфюм на мне (и никто никогда не знаком с ними)… И самое главное, эти ароматы столь выбиваются из общей гаммы привычного масс-маркета, приправленного полуголыми моделями, что я не могу согласиться с Паломой Пикассо в ее утверждении, что не стоит менять ароматы часто, ведь они - «автограф личности». Даже если я использую различные духи, меня запоминают за неординарные шлейфы, который уже стали (хочется верить) моей изюминкой. Я лучше воспользуюсь советом вневременной Коко, утверждающей, что «шлейф правильно подобранных духов, который тянется за прекрасной дамой, всегда сопутствует образу, создаваемому ею, играя в создании этого образа совсем не последнюю, а иногда даже первую роль».
Есть:- A la nuit (Основные ноты: индийский жасмин, египетский жасмин, марокканский жасмин, зеленые побеги, белый мед, мускус);- лимитированный Ambre Sultan (Основные ноты: амбра, ваниль, тропические смолы, каменная роза, кориандр, орегано, лавровый лист, мирт, корень дягиля, сандал, пачули);- Arabie (Основные ноты: лавр, кардамон, смолы, бобы тонка, ладан, мирра, каменная роза);
- лимитированный Chene (Основные ноты: дубовый мох, бобы тонка, черный тмин, ром, бренди, мед);
- лимитированный Borneo 1834 (Основные ноты: пачули, гальбанум, какао, ветивер, лакрица, ладан);- лимитированный Chergui (Начальные ноты: мед, мускус. Ноты «сердца»: листья табака, кожа, амбра. Конечные ноты: ирис, роза, сандал);- Chypre Rouge (Начальные ноты аромата: тимьян, сосновые иголки. Ноты «сердца»: мед, пчелиный воск, жасмин, фруктовые смолы. Конечные ноты: пачули, мох, амбра, мускус, ваниль);
- Daim Blond (Начальные ноты: тосканский ирис, абрикос, цейлонский кардамон. Ноты «сердца»: гелиотроп, боярышник. Конечные ноты: мускус);- Gris Clair (Основные ноты: лаванда, амбра, сухое дерево, бобы тонка, ирис);
- Five O'Clock Au Gingembre (Основные ноты: бергамот, засахаренный имбирь, мед, пачули, перец, темный какао);- лимитированный Fumerie Turque (Основные ноты: балканский табак, смородина, белый мед, ром, копченая кожа, пчелиный воск, пачули, воскуренная древесина, листья египетского жасмина, бобы тонка, стиракс, ваниль, засахаренная турецкая роза и можжевельник);
- Santal Blanc (Начальные ноты: корица, пажитник, бензойная смола, копайский бальзам. Ноты «сердца»: фиалковый корень, мускус. Конечные ноты: роза, жасмин, розовый перец);
- Serge Noir (Основные ноты: пачули, камфорные ноты, корица, специи, амбра, ладан, черное дерево).