Оригинал взят у
m_d_n в
Беседа восьмая Беседа восьмая, про трудных детей непростых родителей
Из моих комментариев в сообществе
ru_psiholog © O.В. Бермант-Полякова, 2010
Пост о наказаниях и поощрениях детей
Консультант:
«Ребёнок-неслух»
Дети все разные, конечно. В подавляющем большинстве случаев трудности для родителей создают младшие дошкольники, и детское непослушание очень близко к тому, что раньше называли "неслух" и "бестолочь", сейчас умными словами это называется функциональный дефицит слухоречевой переработки информации (левая височная доля головного мозга) и функциональный дефицит лобных долей (из-за их незрелости не формируется переключение внимания, его концентрация, способность планировать свои действия и предвосхищать результат своих действий).
На приёме чаще всего можно видеть сочетанную нейропсихологическую патологию ребёнка (И неслух, И бестолочь) плюс ситуация неопытности родителей. Там банально одной консультации достаточно, работа простая, двадцать минут общения с родителями и наблюдения за ребёнком, если причины в слухоречевом processing, то есть объём внимания "со слуха" пока мал или память слуховая пока не работает в полную силу, тогда родительское обращение для ребёнка "журчит", как поток воды, смысл уже не ухватывает ребёнок из сказанного. Мама, например, может говорить ему: "А давай мы теперь с (имя) игрушки соберём" или "Возьми машинку и принеси покажи маме", это 5-6 слов, а у ребёнка объём оперативной переработки 2 слова. В лучшем случае три.
Тогда психолог на глазах неопытных родителей проводит "сеанс магии с её последующим разоблачением", капризный, непослушный, упрямый ребёнок выполняет ВСЕ до единой просьбы психолога, - ведь он жаждет интересной совместной с родителями наполненной заботливым вниманием к нему игры, а сути игры в "журчании" родительской речи разобрать не может,
психолог говорит родителям, - не вижу причин брать ребёнка в терапию, идите домой,
родители говорят: "Это он только с вами играет так, со всеми и всегда он капризничает", психолог рассказывает, что говорил с ребёнком как с глубоким стариком, двусложными фразами: "Дай мяч. Иди сюда. Кати мяч. Хочешь конструктор?" и т.д. оттого был понят ребёнком и поводов для "непослушания" за час ни одного не было, сотрудничает психически здоровый ребёнок. Вот и весь фокус, правильно обращаться к ребёнку-неслуху. Для других детей другие тонкости есть, главное желание родителей понимать своё родное дитя.
Ещё одна техника, поведенческая, используется как домашнее задание для "гневливой" матери, которая кричит на детей, или для "бешеной" матери, которая, раздражаясь на непослушание ребёнка, кричит и надвигается на него, то есть физически перемещается в пространстве. Это пугает детей, и задача техники - дать ребёнку контроль над ситуацией.
На приёме заводится разговор про умение сдерживать себя, о том, что "слово серебро - а молчание золото" и предлагается игра на неделю, - её выполняют, если соглашаются все члены семьи. Тот, кто повысил на ребёнка голос, должен бросить в стеклянную банку 5 шекелей (это около полутора долларов, 50 рублей русскими деньгами). Ребёнок ответственный за соблюдение правил игры во время недели: только кто стал на него кричать, - давай пять шекелей в банку для гнева (это заодно и косвенное внушение, что гнев может быть введён в рамки, ограничен стенами банки).
Игра ограничена во времени, задание на неделю, чтобы не будить в ребёнке стяжательство и желание зарабатывать на слабостях ближних (это тот самый сеттинг, который важен в работе психолога, потому что структура действия сама по себе терапевтична).
На четвёртый день игры мама обычно звонит и просит перестать уже игру, потому что ей каждые пять минут надо деньги в эту банку носить, и все домочадцы помогают ребёнку и не дают ей ни минуты пожить в доме спокойно, она устала жить как под микроскопом и т.д. - нужно быть готовым объяснить ей, что игра на неделю и надо потерпеть, чтобы соблюдать договор. Это проверка того, как установить границы для гнева, и вы тем самым подтверждаете, что для принуждения над ней тоже есть границы и вы гарант их соблюдения.
Терапевтический эффект игры - спустя некоторое время, когда мама начинает раздражаться, выходить из себя и близка к тому, чтобы "заорать", дошкольник бежит в свою комнату, возвращается с банкой (где были деньги в неделю игры) в руках и спрашивает, будут ли они играть в "слово серебро а молчание золото" (пятишекелевая монета серебряная, обыгрывается "слово - серебро"). Дети-школьники уже могут словами обратную связь дать и сказать, а не показывать банку, в духе "Ну ты что, хочешь чтобы мы опять в эту игру играли? Я от денег не отказываюсь, давай, кричи". Гневливые родители от действий детей смеются и останавливаются, - а нам только того и надо.
С кем хороша эта техника:
холеричная по темпераменту, вспыльчивая, ироничная мать или отец
С кем лучше не пробовать:
флегматичный, застревающий, серьёзно-рациональный типы людей, без чувства юмора
По моим наблюдениям, - а у меня чуть не каждый третий на приёме через эту технику проходит, - очень зависит от суммы, на которую облегчился мамин карман в ту неделю. Часто звонят, просят перевести с 5-шекелевой на 1-шекелевую монетку, она тоже серебряная. В среднем в первый день покрикивают на ребёнка десятки раз, потом всё меньше и меньше, но 150 долларов за неделю ребёночку на коробку гнева подарить, это заставляет задумываться.
я обсуждаю вмешательство вместе с семьёй и только при согласии всех членов семьи ребёнок получает право "наказывать", "штрафовать деньгами" родителей. Это гораздо большее по воздействию вмешательство, ведь вы ролями ребёнка и родителей меняете, в плане власти, - на неделю, сразу договариваясь, что потом всё вернётся на круги своя.
Цитата в тему:
Гарбузов В.И. Нервные дети. Ленинград: Медицина, 1990. 176 с.
с. 99
Гипердинамичный ребёнок любопытен, но не любознателен. Он на всё смотрит, но в результате ничего не видит. Если не заниматься его воспитанием, он таким и останется: не глупым, но и не умным по-настоящему. Поверхностными будут его знания, рассуждения, умозаключения, ибо и в мыслях он торопится, ни на чём не задерживаясь. Без должного воспитания он ограничится простейшими вопросами "кто это?" и "что это?", "где?", "куда?" и "откуда?". Основополагающее "почему?" прозвучит, но гипердинаминый ребёнок удовлетворится простейшими ответами, а вопросы "зачем?" и "что будет?" могут так и не возникнуть. В результате его ориентация, сведётся к поверхностным представлениям о предметах и людях, к упрощённому и конкретно заземлённому знанию жизни, ограничится ближним пространством и суженной микросоциальной средой.
с. 59
Принято полагать, что высоким интеллектом обладает каждый четвёртый, средний интеллект в двух из четырёх людей, нижняя граница, т.е. то, что ещё можно оценивать как более или менее удовлетворительное умственное развитие, примерно у каждого шестого и неудовлетворительный уровень интеллекта - у каждого десятого человека (у 7% людей уровень интеллекта находитя между нижней границей нормы и умственной отсталостью и 3% людей умственно отсталые). Многие дети задерживаются в умственном развитии и нуждаются в помощи, чтобы не отставать в усвоении школьной программы.
с. 76
Ребёнок отвлекается, на то он и ребёнок. Отмечено, что трёхлетний ребёнок за 10 минут игры отвлекается в среднем 4 раза, но четырёхлетний уже 2, в ребёнок в 6 лет не более 1 раза. К этому ведут здорового ребёнка, но ещё более упорно - детей, которые задерживаются в умственном развитии и отвлекаются.
Удивление, интерес захватывают ребёнка настолько, что у него задерживается дыхание. Во Франции называют человека, несостоятельного в деле, которе требует внимания и сосредоточенности, неспособным к удлинению дыхания. У ребёнка, не умеющего "затаивать дыхание" следует вырабатывать такое умение. Конечно, всё это даётся трудно, требует терпения, усилий и времени. Задерживающегося в умственном развитии ребёнка учить, что "по лесу с бороной ездить". Но другого способа преодолеть задержку умственного развития нет.
В 5 1/2 лет - серьёзнейший возрастной этап, с которого следует начинать систематическое и планомерное обучение, - у ребёнка уже должно быть сформировано произвольное внимание. Отчётливо запомним рекомендацию: не следует отвлекать ребёнка, когда он сосредоточенно занят игрой, делом, когда ему читают или рассказывают. Здесь нет и не может быть никаких исключений. Всё остальное в это время (еда, сон, гости, разгоовры) имеет второстепенное значение. Играя, занимаясь с ребёнком, нельзя отвлекаться и тому, кто занимается с ним. Следует помнить: отвлекаясь сами, родители учат отвлекаться и его.
с. 78
Большую часть речи ребёнка независимо от того, с детьми или с взрослыми он общается, составляют вопросы. Все они свидетельствуют о стремлении ориентироваться, понять или познать окружающее. Отвечая на вопросы и в свою очередь задавая их, требуя толкового ответа, добиваясь понимания обсуждаемого, родители лучше всего развивают умственные способности ребёнка.
Дети 1 1/2 лет задают вопросы "кто это?" и "что это?"
С двухлетнего возраста ребёнок начинает задавать вопросы "где?", "куда?", "откуда?", тем самым раздвигая границы ориентации в пространстве.
Трёхлетние дети спрашивают "почему?", у них возникает потребность постичь суть явлений, причинно-следственные связи.
И только ребёнок, которого учат думать, на 5-м году жизни задаёт завершающий первичную ориентацию вопрос предвидения "что будет?" и вопросы целеобразования "зачем?" и "для чего?", от которых остаётся один шаг до вопроса о цели и смысле жизни.
Таков естественный путь ориентации и познания, по нему ведут ребёнка.
Родители должны знать сроки и последовательность появления вопросов, чтобы своевременно выявить задержку умственного развития и побуждать интерес к ним.
Вопрос в сообществе:
- Из этого текста можно сделать вывод, что в "нелюбопытстве" категорически виноваты родители, которые еще до школы не провели ребенка "по естественному пути"...
- Да. Именно поэтому тренд XXI века - psychoeducation, просветительская работа специалистов среди родителей. Физически невозможно наблюдать, обследовать, обсудить на консилиуме каждого ребёнка, который в этом нуждается, проконсультировать его родителей и описать в отчёте о проделанной работе то, что было выполнено, - а политически невозможно вернуться в эпоху, когда одним полагалось два класса церковно-приходской школы, а другим университет.
Собственно, поэтому я и приняла решение часть рабочего времени уделять интернет-проектам.
Это Росс Грин, американский клинический психолог, его технология работы с семьёй, где растут "дети-россыпи", дети с асинхронией развития, когда запаздывает эмоциональная зрелость или один из процессов переработки информации. Грин детьми ограничивается, но мы-то с вами знаем :) что из детей-россыпей вырастают взрослые с хорошо скомпенсированными или нескомпенсированными отставаниями в развитии той или иной функции. Такой нескомпенсированный родитель+ребёнок с затруднениями и дают ситуацию, где психообразования недостаточно, нужно вмешательство пси-профи, и как вмешиваться, Грин написал в книге.
Начинается там с полного диагностического обследования,
Потом рабочие гипотезы и психообразовательная беседа для родителей,
Потом дневник наблюдений, в течение недели все эмоциональные затруднения (обиды, уходы, гневливость) учитываются и описывается,
какая ситуация предшествовала "рассыпанию", эпизоды нумеруются,
На приёме Грин вместе с родителями разбирает эпизод за эпизодом,
обучая родителей ДРУГОМУ взгляду на происходящее, он это "контактными линзами" называет для родителей и другой стратегии совладания с трудностями ребёнка, это он называет "корзинами АВС".
Представьте, что вам нужно отреагировать, и вы можете реагировать одним из трёх вариантов:
категорически запретить (ребёнку, партнёру)
выслушать план действий (ребёнка, партнёра) и предложить ему две альтернативы (более целесообразные с точки зрения здравого смысла), чтобы он сам выбрал
попустительствовать и разрешить делать так как придёт в голову (ребёнку, партнёру)
В целом категорические запреты должны умещаться в список из пяти пунктов, на пальцах одной руки, чтобы повторениями вы смогли до (ребёнка, партнёра) донести их незыблемость, потому что в основе немедленная угроза жизни, если нарушит. На дорогу выбегать нельзя, электрические провода резать нельзя, стул к балконному ограждению приставлять нельзя, такого плана.
Со взрослыми труднее, рационализируют и бьются "за правду" долго, пока не поймут, что запретов не так и много, садиться пьяным за руль, секс со случайным партнёром без презерватива, такого плана.
В плане поведения, когда ребёнок хочет сделать что-то "из корзины А", то есть категорически запрещённое, Грин предписывает родителю сказать однозначное "Нет" и выдержать истерику. То есть упёртость и запрет должен стоить потраченных нервов, истерику ребёнка / супружескую ссору пережить это стресс.
Конфликты на тему "Ешь пюре, а не рис" Грин советует вообще исключить как класс, переместить решение в корзину С, где сам ребёнок принимает решение, что он будет есть, а родителям абсолютно всё равно. Опять же, на приёме с каждым конкретным эпизодом вместе родители и пси-профи работают, помогают проанализировать случившееся, и в общей сложности несколько месяцев дневник наблюдений родители ведут, - бытовые ситуации повторяются и к концу лечения родители самостоятельно анализируют и квалифицируют эпизод, принимают адекватное решение и тем самым ребёнок получает необходимый сеттинг, где диктатура, демократия и либерализм одинаково в его опыте прожиты :)
Корзина В, где надо выслушать партнёра (вот вы, например, выслушали вашего избранника, что у него сезон работы, в волжской реальности он мог бы и бахчевником быть, жить на бахче арбузы сторожить, дома раз в месяц бывать, или вахтовым методом работать) и предложить ему две альтернативы, основанные на здравом смысле, то есть родитель, у которого больше жизненного опыта и который способен на ситуацию с разных точек зрения посмотреть, может ребёнку новые варианты решения проблемы подкинуть (сначала - потом, часть - целое, об этом книга Грина) и ребёнок САМ ВЫБИРАЕТ из более адекватных вариантов тот, который ему более нравится. То есть и власть за вами остаётся (содержание вы определили) и свобода выбора у партнёра есть (окончательный план действий его воля).