Apr 27, 2011 11:43
Вчера в Москве завершился фестиваль практической психологии "Планета людей", который стартовал 22 апреля. Это было первое в своём роде мероприятие в России, направленное на популяризацию психологии (организаторы, видимо, предполагают, что она всё еще не популярна =)).
Ежедневно в здании Президиума Российской Академии Наук проходили десятки семинаров, лекций, мастерских, тренингов, консультаций, концертов и прочих форм популяризации. И, конечно же, темы, которые поднимались на этих мероприятиях, самые разнообразные: семейные вопросы, профессиональные психологические дискуссии, самые непредсказуемые терапевтические приёмы, телесные практики, боди-арт, фотография, музейное мастерство, чайные церемонии... да всего не перечислить. Дружили "за", дружили "против", воевали, играли, учились.
Я побывала на многих площадках, но только некоторые из них оставили в моём сердце жЫрный след.
В первую очередь, то, зачем я туда вообще пришла, это мастер-класс "Музыкальная терапия". Вёл его музыкальный терапевт(!) из Великобритании Грехэм Дикерсон. Это было коротенькое исследование. На площадке собрали немалое количество музыкальных инструментов от привычной гитары и джамбей до совершенно необычных трещеток и ксилофонообразных конструкций, которым я даже не могу дать название. Нам предложили выбрать себе музыкальный инструмент "по душе", исследовать его: почему мы его выбрали или он нас, как мы себя с ним ассоциируем. Потом мы вслушивались в звучания наших инструментов и в то, чем они созвучны со струнами наших сердец. И после этого нам предложили поимпровизировать с сочетаниями этих звучаний. И это было что-то потрясающее. Конечно, терапевт немного подготовил группу к импровизации, но! Я была в совершенном изумлении оттого, что люди, которые никогда не имели отношения к музыке, вдруг начинали создавать невероятные мелодии и ритмы. И это было спонтанно. И это было легко и по-творчески. Все мои "заученные" одиннадцатью годами обучения правила музыки покатились к чертям, и я делала первые музыкальные шаги вместе со всеми. У меня было немало откровений про себя и свою несколько пришибленную спонтанность.
Признаюсь, после 5-часового мастер-класса самой лучшей терапией оказалась тишина =)
Еще одним вдохновением для меня оказался playback-театр. Мы с вами знаем, что такое психодрама не понаслышке, и знакомы с этим методом. Оказывается, существуют целые организации, которые занимаются этим прямо-таки профессионально. Что происходило? Наверное, то, что делал сам господин Морено сотню лет назад. Зрители говорили о своих эмоциях, а шестеро актёров в чёрном вдруг изображали это в виде разных жанров, о которых мы с вами не знали. Я была влюблена в этот театр. Я рассказала там о своём вдруг нахлынувшем одиночестве-в-толпе, которое я не знала, как выразить. А актёры сыграли это в виде какой-то "жидкой скульптуры" так, что я плакала, и пол-аудитории вместе со мной. А вечером ко мне точно так же вдруг хлынули старые друзья, которых я уже по году не видела.
Интересный момент был тогда, когда мы (в этот день я была со Светой Кузьминой) опоздали на мастерскую "Искусство расставания". Мы решили, что расставаться нам пока рано, и вообще, это тупо не наша тема =))))
Воскресным вечером в центральной аудитории пела грузинская дива Нино Катамадзе. Если вы никогда не слышали о ней и не слушали её песен, вы много потеряли, рекомендую. Знаете, я слушала её всегда дома или в наушниках в метро - слушала и удивлялась. Такая у неё странная волчья манера пения, что-то в этом есть действительно звериное, таинственное. И вот я видела её впервые на сцене. Такая у неё мощная энергетика, так она работает с микрофонами и всякими инструментами, так владеет вниманием зала, так выражает себя! То ли я на предыдущих семинарах так настроилась, то ли уже по привычке, но я забросала её проекциями, и показалось, что всё её творчество пронизано глубокой печалью и обидой брошенной женщины, раненной волчицы. Во время исполнения она звучно кричит и бьётся в творческих истериках, а после каждой песни нежно признаётся в любви. Те, кто слышал Нино Катамадзе, поймут, что когда она поёт, дрожь бежит по телу. Мы со Светой сумели с её помощью немало обиды и грусти выплакать.
Ну, и, наконец, то что меня потрясло и тронуло до глубины души - Музеон смеха. Когда я видела в программе это название, я думала, что это последнее, куда я пойду на этом фестивале. И вот как всегда, совершенно случайно... Это своего рода музейные бродилки с тремя тропами: исторической, психологической и игровой. Я успела пройти по двум последним. Психологическая тропа. Здесь я получила карту, по которой мне следовало двигаться внутри этой чудесной экспозиции, а на втором бланке отмечать степень своей радости на каждом этапе тропы. Внутри экспозиции звучит фоновая музыка из детских сказок и мультиков. Вначале занавес с глупым и перекошенным петрушкой, который символизирует вступление в детский мир. Такой занавес всегда делают в детских садах, такой был и в моём саду больше 20 лет назад. Дальше смеховое дерево. Оно состоит из нескольких граней, на которых разные сказки для разных возрастов - от Лукоморья до Курочки Рябы. Эти сказки мне на ночь читал по ролям папа - один за все роли. Дальше - чемоданы с сокровищами. В них - тьма тьмущая всякой херни, которую все мы собирали в детстве: в первом - монетки, камушки, заколочки, порванная мамина бижутерия, значки отличия, поломанные самодельные игрушечки - маленькие, деревянные. Во втором - пупсы и конструкторы - всё такое старое, советское, прямо из моего детства взятое. Ну и в третьем всякое барахло, которое у меня просто валялось по дому: скляночки, фишки, лупы, плёночные слайды, карты "Советы туристу" и прочий хлам. Это так трогательно! Дальше - сласти. Это стенд, на котором расклеены десятки фантиков от конфет - тех самых. Красная шапочка, рачки, алёнка, взлётная и куча других. А на фоне песня Колыбельная для Умки.Тут я снова не выдержала и пустила слезу. Я вспомнила, как у нас в подвале стояла трёхлитровая банка таких конфет, которую строго-настрого запрещалось трогать - только по праздникам. А мы втихушку с сестрой воровали их. А они всё не убавлялись ))))). Дальше - Ширма Золотой ключик. Это еще одно чудо света. На этой ширме собраны десятки разных иллюстраций к сказке. На этом этапе нужно было найти ту иллюстрацию, которая была в моей книжке в моём детстве.Я искала 10 минут, но не нашла, ничего не вспоминалось из того, что я видела, и я почти расстроилась. Пошла к следующему этапу - Библиотека. Это библиотечный стенд - чёрт знает, как им удалось его собрать - стенд с детскими книгами оттуда, из нашего детства.Задание было в том, чтобы найти "свою" книгу и во вложенном формуляре записать себя и возраст, в котором эта книга была для меня значима. И, представляете, я нашла книжку "Золотой ключик", которую я брала в нашей местной библиотеке лет в 6-7. И еще нашла книжку - мою разбитую мечту "Питер Пен". Дальше - Баба Яга. Этот этап про страшилки. Там стояла огромная кукла Яги, и глядя на неё нужно было вспомнить, какие страшилки нам рассказывали в детствие. Я не вспомнила страшилок, но вспомнила, что когда я плакала взахлёб и не могла успокоиться, папа брал меня на руки и с ужасом вдруг показывал пальцем в окно: "Смотри, смотри, Баба Яга летит"... Я моментально переключала внимание на то, что творилось в окне, высматривала Бабу Ягу и забывала о слезах. Игровая тропа. Как вы можете догадаться, это тропа про детские игры. Мы командой бросали кости и двигались по тропе, на которой выпадали задания. Как ни странно(!) я добралась до финиша первой, но! на моей тропе не выпало ни одного препятствия, я все этапы проскочила. Было так обидно, аж жуть. Но ведущая позволила мне сыграть просто так. Я поиграла в классики, попрыгала в резиночки, собрала головоломку и много чего еще. А в самом конце мне предложили !!!!!!! ту самую жвачку Love is.... И чёрт знает, где они её купили. Мне досталась жвачка жёлто-коричневая, я и забыла, что они ещё разные бывали. А фантик у меня такой "Любовь - это... уютно устроиться". И мальчик с девочкой в обнимку сидят на месяце.
В общем, если у вас потеряна связь с вашим детством, то вам сюда.
Вот так я понастольгировала. И как ни смешно, но я всё же почувствовала, как быстро сквозь пальцы утекает время.
Я много еще где побывала - на эриксоновском коучинге у Мэрилин Аткинсон, на семейных контрактах, на гештальт-подходе в работе с физическими травмами у Елены Петровой, на психодраматических упражнениях у Кати Михайловой... могу еще много умных слов сказать)))
Надеюсь, я достаточно вкусно описала всё это, и вы уже истекаете слюной.
планета людей,
playback-театр,
музыкальная терапия,
семейная терапия,
Мерилин Аткинсон,
психодрама,
Нино Катамадзе,
гештальт,
Грехэм Дикерсон,
психология,
фестиваль,
музеон смеха,
Екатерина Михайлова