Эту книгу пересказывать откровенно не хочется. Но сказать о ней - хочется. Сказать о том, что (но это, конечно, только мое личное мнение) у нас появился писатель уровня Фолкнера. По крайней мере, именно такое сравнение первым пришло в голову. И не зря Кутзее получил Нобелевскую премию, ох, не зря! Для тех, кто интересуется:
здесь,
здесь,
здесь и
здесь об этой книге очень хорошо написала удивительная
eutrapelia.
Мне бы хотелось возразить Лар только в мелочах. Должна сказать, что мне понравились оба романа (хотя второй - больше). Почему-то принимаешь их без всяких «но». «А вот там, где нужно было показать боль, страх, ужас, безумие, сомнение, стойкость и прочие внебытовые страсти, - говорит Лар о «Варварах», - он ограничивался простым упоминанием - я испытывал боль в руке. Возможно, автор с болью и прочими несчастьями знаком только понаслышке.» Здесь не соглашусь. Мне кажется, тот, кто знаком с болью и прочими несчастьями только понаслышке - это не автор, а именно герой романа. Такая сдержанность повествования, может быть, и объясняется только лишь тем, что герой не знает боли; он вообще не видит и не слышит многое из того, что, как он сам считает, человек видеть и слышать обязан. Он изо всех сил стремится ощутить боль (или наслаждение) - и не может, он просто ничего не чувствует, и именно отсюда - история с девушкой из чужого племени: это не столько жалость, сколько интерес исследователя (а он ведь и есть исследователь!); он влюбляется не в нее самое - не в женщину, не в человека - а в существо, которое знает нечто, что ему самому познать пока не дано (хотя он и не теряет надежду) - запредельную боль, муку… И она это понимает. Потому их отношения так странны. Да и могли ли они быть иными?
Это, конечно, всего лишь одна из версий, всего лишь один пласт повествования, но... Мне показалось, что некая эмоциональная сдержанность и отстраненность автора, о которой говорит Лар - это такая же обманка, как и многочисленные и разнообразные объяснения всего того, что вроде бы и так давно понятно. Что в этом как раз и проявляется мастерство автора.
Вот и герой второго романа, Михаэл К., тоже лишен обычных человеческих эмоций. О нем вообще говорить трудно. Человек, логика поступков которого нарушена... Можно объяснить это болезнью, можно… Но почему-то испытываешь нечто вроде потрясения, читая вот эту простую фразу: «На окраине города дорогу перекрыл полицейский патруль… На мгновение К. заколебался. Слева начинались дома, справа был кирпичный завод. Единственный путь к спасению - назад; он шагнул вперед.» Но ведь это именно то самое, что делает судья в первом романе! Он добровольно шагает навстречу боли, унижению, может быть гибели, потому что для него это единственный способ узнать, наконец, что есть человек, что есть он сам…