Все говорят "черный квадрат, черный квадрат...", столько заумных размышлений вокруг. Среднепросвещенная публика (типа меня) обычно ассоциирует имя Малевича с этим самым загадочным квадратом. Или, в лучшем случае, с аппликационными мужиками и бабами (очень даже декоративно-прямолинейно и в духе того времени).
А ведь какой талантливый художник был, многогранный, незаслуженно, по-моему, затертый. Дочь подсказала посмотреть внимательнее. Присмотрелась (сотый раз спасибо Инету). Понравилось. Лишний раз удивило: ну почему же все-таки именно квадрат???
Мы часто ездим в (или на?) Украину и обратно через границы и таможни. Подумалось: вези мы нелегально этот самый квадрат, застукали бы нас бдительные таможенники? Поняли бы, какую колоссальную ценность контрабандим? Это сейчас, после всех столетних искусствоведческих ахов и охов. А раньше, до нагрянувшей популярности?
А три полосы Ротко ("Белый центр"), проданная на Сотбис за 65(!!!) лимонов? А, наконец, облупленный хорошопопользованный писсуар Дюшана? Скорее всего, отпустили бы от греха подальше, чтоб не пришлось вызывать пограничных психврачей в момент обострения.
С другой стороны, собственно искусство и есть ни что иное, как условность. Собрались продвинутые люди, условились, что это ТАКИ-ДА! Объявили об этом остальному непросвещенному миру. И понеслась...
Однако Малевич был и вот такой милый. Пастораль с белыми людьми- овечками на зеленой травке. Солнечно-рыжие головки, два черных дядьки для контрасту. Кто кокетливо зонтики роняет, кто даме платочек подает, кто сказки сказывает, кто нужду справляет. Из травки торчат цветочки. И никаких квадратов.