Я заметила, что существует поверие, что акушерки не вмешиваются в роды. Из своего опыта я могу сказать, что в Нидерландах акушерки точно вмешиваются. Они, может быть, не вмешиваются инструментами и лекарствами, но они диктуют как "надо" дышать, что "надо" делать, как "надо" двигаться, и вообще, они есть. Это значит, что само присутствие человека в пространстве, где рожает женщина, уже само по себе есть вмешательство. Т.к. люди считают, что они не звери, то люди обычно что-то делают, чтобы дети рождались как люди, а не как звери.
Акушерки делают что-то в родах исходя из представлений культуры о том, кто и что есть женщина, как в культуре рассматриваются роды, и какая роль отводится тому, что находится с женщиной в родах. Простым языком - акушерки бывают ОЧЕНЬ разные. Акушерство приобретает определенное значение и действие в контексте именно этого общества (как члены общества и семьи относятся к друг другу, экономических отношений (особенно способности женщины владеть имуществом) и символических интерпретаций о женщинах и родах. Статус женщины в обществе очень сильно связан с тем, может ли она организовать определенные ресурсы вокруг родов. Я предполагают, что статус женщины в обществе сильно связан с тем, как в этом обществе относятся к родам, и что с женщинами происходит в родах.
Я недавно прочитала одно исследование о том, как проходят роды у женщин в одной из северных провинций Индии. Женщины рожают сами или с акушерками. В больницы почти никто не попадает. Вопреки нашим европейским представлениям о культе матери-богини в индийской культуре, на самом деле там беременность и роды тесно связаны с тремя понятиями: стыд, загрязненность и опасность. Женщины на севере Индии считаются одними из самых угнетенных в мире. В таком контексте становится неудивительным, что помогать в родах это не святое и почетное занятие, а грязная постыдная работа. Эта работа отводится женщинам из самых низших каст (слоев общества). Интересно, что на время беременности и родов женщина изолируется от своей семьи, чтобы скрыть доказательства того, что она занималась сексом. Женщина обязана быть исключительно в "своем" доме, т.е. доме семьи мужа. Семья женщины исключена из беременности, родов и даже празднований рождения ребенка.
Акушерки иногда советуют менять положение или температуру тела для того, чтобы было легче рожать, но т.к. женщина во время родов считается грязной, то к ней почти никто не прикасается. Женщинам так же стыдно издавать какие-то звуки, поэтому они рожают молча. В крайнем случае, можно выкрикивать имя бога. По сути дела женщины во время родов изолированы, лишены какой-либо моральной поддержки, и как результат, между женщинами почти нет чувства солидарности вокруг родов. Ритуалы вокруг родов указывают на низкий статус женской сексуальности, а также клеймят роды как унизительное и постыдное занятие. Роды изолируют женщин от других женщин и родственниц. Роды не являются источником силы и престижа.
Т.к. роды в этой культуре обозначены как нечто нежелательное, неприятное, работа акушерки откровенно стыдное занятие. Никто не становится акушеркой по собственной воле. Обычно вдовы, которым не на что жить берутся за эту работу, и то, ровно настолько, чтобы заработать на хлеб, но не больше. Семьи акушерок, их дети, могут отказаться есть с ними или даже приходить к ним в дом. Акушерки не проходят никакого обучения, даже характерного для традиционных акушерок, где не требуется умение читать.
Международные программы по уменьшению материнской и младенческой смертности направляют свои усилия на обучение акушерок, но квалификация акушерок имеет лишь касательное отношение к теме смертности в родах. Основные причины осложнений в родах и у матери, и у ребенка связаны с низким социальным и экономическим положением женщин, которые влияют на способность каким-то образом влиять на свою собственную жизнь.