Как женщины интерпретируют символические послания родов.

Jan 09, 2010 12:53

Исследование Дейвис-Флойд.


Полное принятие технологической модели.
18% женщин родили в соответствии с полной и экстремальной моделью технологических родов, а именно с идеей, что не женщины рожают детей, а врачи производят детей на свет. 9% из них думали, что "врач обо всем позаботится". Они обычно не готовятся к родам, и могут быть шокированы, если врач не заботиться обо всем, и особенно о самой женщине в соответствии с ее ожиданиями. Система больничного родовспоможения не существует для того, чтобы заботиться и успокаивать роженицу, вопреки представлениям женщин. Ритуалы социализации в этой группе очень успешны, и женщины выходят из больницы с осознанием важности науки и технологического прогресса в сочетании с чувством собственной беспоможности и неважности по отношению к основным ценностям общества.

Другие 9% из 18% отрицают биологию в пользу технологии - "Сделайте мне кесарево в 5:30". Женщины в этой группе (все успешные профессионалы) думают, что они не приспособлены для родов. Они не боятся родов, а рассматривают их как нечто, что нужно контролировать. Если все под контролем, они счастливы. Этих женщин раздражает непредсказуемость и все, что не подвластно контролю. Нормальные изменения, связанные с беременностью, вызывают у них раздражение. У них нет никаких ожиданий от родов, как окрыляющего и волшебного события в жизни женщины. Они не хотят быть заложницами билогии и с радостью требуют высоко технологические роды. Женщины в этой группе ходят на занятия по подготовке к родам не для того, чтобы подготовиться к нормальным родам, а для интеллектуальной стимуляции. Они полагаются на врачей во всех решениях касательно их личных потребностей и потребностей ребенка с условием, что врач расскажет им почему он собрался делать то или иное действие. Запланированное кесарево удобно вписывается в рабочее расписание, а пошаговое объяснение что будет происходить и когда дает им ощущение того, что они контролируют процесс. Им важно быть умственно вовлеченными в роды, минуя физическое и биологическое участие. У них нет необходимости активно участвовать в родах, потому что они концентрируются на достижениях в профессиональной сфере, материнской и в отношениях с мужьями.

Обе группы полностью ценят технологичекую модель как когнитивную матрицу для родов. В первой группе женщины вообще не считают себя активными участницами родов, во второй группе женщины думают, что они партнеры в процессе производства, который лучше доверить персоналу с нужным образованием и экспертизой. В первой группе женщины вобрали сообщение о своей неважности, а во второй, что они могущественные участницы процесса производства не потому, что они что-то делали, а потому, что у них было ощущение контроля над ситуацией.

Полное принятие холистической модели.
Роды как естественный аспект женственности. 3% этих женщин в исследовании рожали дома, т.к. их идеи о холистических родах полностью не соответствуют модели больничных родов. Как и женщины в последней группе, это профессиональные работницы, но у них нет желания отделиться от женских биологических процессах. Они ценят роды как естественный аспект женственности и хотят, чтобы этот аспект раскрылся без технологических вмешательств.

Роды как процесс духовного роста. Женщины в этой группе (3%) разделяют целостный, системный подход к действительности. В этой модели очень ценится опыт и личная ответственность. Интеллектуальное знание важно, но вторично по ценности после интуитивного знания тела. Тело не хранилище сознания, а высшее проявление личности. Ответственность за роды включает в себя не только питание и упражнения, но и процесс заживлени старых отрицательных чувств, которые могут проявится в родах.

В обеих группах женщины верят в то, что ребенок и мать составляют единое целое, самоответственность, связь боли и тяжелой, но оправданной работы в родах. Женщины считают себя активными участницами родов - они, а не кто-то другой, рожают детей. Они верят в природу и способности женщин рожать детей. Они гордятся своими достижениями как рожениц, в то же время осознавая, что роды это чудо, не подвластное контролю. Эти две группы составляют всего 1% среди населения США. Т.к. роды дома крайне противоречат принятому в США поведению, выбор домашних родов почти всегда означает готовность отвергнуть основные ценности американского общества в пользу каких-то других. Женщины редко делают такой выбор в первых родах, как правило, они сначала рожают в больнице, и только после столкновения с реалиями больничных родов отрицают технократическую модель в пользу холистической.

Женщины посередине

В этой группе наблюдается самый большой разборос и представлений о том, какие должны быть роды, и концептуальных исходов родов. Параметры, по которым производилось деление на группы:1. представления и ожидания какие должны быть роды и какими роды получились, 2. собрала ли женщина достаточно знаний, чтобы интерпретировать собственный опыт родов в рамках собственных представлений о родах 3. связь между степенью контроля, который женщина ожидает иметь в родах, против степени контроля, которую ей удается сохранить, 4. естественная степень соответствия родов больничным стандартам.

Сохранение концептуального расстояния от технологической модели - естественные роды в больнице. 15% женщин в исследовании вошли в эту группу. У этих женщин был положительный опыт родов в больнице, и они вышли из больницы с ощущением собственной состоятельности. Они утвердились в своих представлениях о том, что естественные роды - правильный способ рожать. Больничный ритуал социализации и обучения не сработал в этой группе. Главная причина провала ритуальной социализации: несмотря на акушерские процедуры, этим женщинам удалось отдать себя от этих процедур. У них сохранились свои представления о родах, свои определения родов - именно те, с которыми они вошли в больницу. В основном это случилось потому, что их роды соответствовали "правильным" родам по представлениям больницы, женщины получили достаточно образования, чтобы отбиться от ненужных вмешательств, и с ними был кто-то, кто служил дополнительной защитой от технократической модели (мужья, помощницы в родах).

Сохранение концептуального расстояния от технократической модели: технология на службе человеку. В эту группу вошли 10% женщин. Они отделили себя сколько-то от технократической модели не потому, что им удалось родить естественно, а по степени контроля за родами, которую они ощущали. В их голове больничная технология служила им, а не они ей. В книге приводится пример, как женщина заставила врача сделать себе кесарево, несмотря на подготовку к естественным родам, потому, что обстоятельства стали складываться против нее и идеи естественных родов. Она просто перекрутила всю ситуацию с ног на голову, и приказала сделать ей кесарево. Другая женщина заставила сделать себе анестезию в неположенное время. Женщины вышли из больницы с ощущением того, что наука и технологии очень важны, но что они служат не обществу, а роженицам. Вера в ценности общества усилилась, как усилилась и ощущение собственного "я" в отношении к науке и технологии. Ритуал больничных родов сработал и не сработал одновременно.

Концептуальное слияние с технократической моделью: с когнитивной легкостью. 42% женщин вошли в эту категорию. Эти женщины пришли в больницу с ожиданиями естественных родов, а вышли с опытом крайне технологических родов. Несмотря на это, женщины вышли из больницы с положительным опытом, потому что они верят в то, что вмешательства в роды были обоснованы и необходимы. Больничные ритуалы сработали для этой группы женщин. Успех социализации и обучения технократической модели прошел успешно благодаря тому, что у всех этих женщин изначально была система ценностей, которая сильно соответствовала технократической модели - женщины верили в основные положения технократической модели, поэтому прошли ритуалы без умственных страданий. Женщины вобрали идеи о том, что рожать они не умеют, они дефективные машины, но никаких страданий по этому поводу не испытывают, потому что они всего лишь подтвердили то, во что они изначально верили.

Концептуальное слияние с технократической моделью: с когнитивным расстройством. 9% женщин в исследовании. В эту группу вошли женщины, на которых риуалы родов в больнице сработали, как минимум, временно. Эти женщины пришли в больницу с представлениями о родах, которые мало соответствовали технологической модели. Они сильно верили в естественные роды, больничные роды оказались высоко технологическими, и как следствие женщины оказались сильно травмированы психологически (это наши послеродовые депрессии, иногда очень долгоиграющие и непроходящие). Эти женщины проигрывают роды как заезженную пластинку в попытках разобраться, что же произошло не так, они злятся, чувствуют себя несостоятельными, дефективными, винят себя в том, что произошло. Больничные ритуалы успешны в этом случае, т.к. женщины начинают думать о себе, как о беспомощных и дефективных перед лицом науки и техники. Все женщины из этой группы в исследовании страдали послеродовой депрессией, которая переросла в ярость направленную на медицину. Депрессия похоже происходит от неспособности совместить новый обесцененный образ себя и образы состоятельности и способности, которые необходимы для того, чтобы быть матерью. Есть теория о том, что послеродовая депрессия это форма обученной беспомощности, которая возникает из ощущения отсутствия контроля во время родов.

мышление, Дейвис-Флойд, роды

Previous post Next post
Up