Оригинал взят у
deni_spiri в
Протасовская роспись
Как ясно из названия (возможно), речь в сегодняшнем посте пойдёт о храмовой живописи села Протасова. Село то мы посетили ещё год назад, в достаточно скверную погоду. Но, поскольку главной целью являлась именно роспись, прискорбный факт препротивной погоды на восприятие работы местной (тоже возможно) иконописной мастерской нисколечко не повлиял. Даже наоборот, придал ещё больший колорит. Местные храмы в большинстве своём не могут похвастать изысканной росписью. Протасовские "фрески" также не стали исключением, но их сохранность, насыщенность и сочность цветовой гаммы явились определяющим фактором для посещения сего места.
Двадцать третьего дня месяца февраля мы оказались в окрестностях города Нерехты, а точнее между Нерехтой и Волгореченском. Побывав в музее деревянного зодчества «Костромская слобода» (о чём я никак не напишу пост), затем в селе Красном Сумароково (об уникальной росписи сумароковского храма прочесть
можно здесь), во второй половине дня по пути к конечной цели проездом заскочили в село Спас. Из исторической застройки примечательным там оказалась лишь пара руинированных кирпичных коробочек - то ли купеческих домов, то ли общественных зданий. Культовая постройка села также не вызывала особого интереса.
До 1764 г. село Спас вместе с соседними деревнями входило в вотчину костромского Ипатьевского монастыря. Своё название село получило по имени церкви Преображения Спаса и являлось центром Спасской волости. В какое-то годы село, видимо, сгорело, ибо последующим его наименованием значится Спас-Горелый. В 1870 г. Спас именуется уже селом Спасским господ Шиловых - Спас Шиловых (по примеру села Красного, после приобретения которого Сумароковыми село стало Красным Сумароковых).
Здешние церкви габаритов небольших и архитектуры особо не выдающейся. Как и представший перед нами Спасо-Преображенский храм. Правда, большая вместительность тут и не требовалась - буквально в одной-трёх верстах находилось ещё три церкви. А приход состоял всего из девятисот с небольшим душ (на 1911 г.). Для сравнения стоит вспомнить Мольский приход Вологодской губернии из последнего моего отчёта, где прихожан насчитывалось почти что 6000. В XVII веке в селе существовала деревянная Спасская церковь. Дошедшая до наших дней каменная выстроена была в 1802-м.
Трапезная, предположительно, в середине XIX века расширена приделами Тихона Амафунтского и Покрова Богородицы. Икона св.Тихона Амафунткого являлась местно чтимой. В 1903 г. в селе открыто Тихоновское церковно-приходское общество трезвости с библиотекой-читальней. Была тут и земская школа.
В храме фрагментарно сохранилась настенная живопись середины XIX века.
Большей частью роспись утрачена и еле различима.
Как я писал выше, приход не отличался многочисленностью и, как упоминают документы начала XX века, постоянных средств в церкви не числилось. Приход был в основном сельскохозяйственный, с кустарным производством (торговля полотном). Покуда собирал информацию, как обычно, случайно узнал, что именно из этого села в музей деревянного зодчества «Костромская слобода» была перевезена мельница-шатровка, занявшая там достойное место в экспозиции хозяйственных построек.
Продолжая путешествие, покидаем село Спас и к началу пятого пополудни добираемся до последней точки маршрута - бывшему селу Протасово. Это сейчас никак не придёт к нам зима, а тогда, помнится, снегу было предостаточно. Потому разнообразия ракурсов ждать не приходилось. Передвигаться по пояс в сугробах - дело весьма утомительное. Преодолев таким образом до храма всего с полкилометра, вымотались настолько, что "молились" об одном - лишь бы двери его были открыты.
Несмотря на приближающиеся сумерки и отсутствие малейшего признака облаков, вместо которых небо застелила так ненавистная нами пелена, здешний храм всё равно выглядел величественно. Зодчие постарались и выстроили высоченную двухсветную громадину церкви в одной связи с шатровой колокольней. Бесспорно, летом сей памятник архитектуры выглядит более привлекательно. Нам же пришлось довольствоваться тем, что белое сливается с белым. Но главное, ради чего мы сюда ехали и так долго топали - это интерьер церкви, а именно её замечательной работы и сохранности (для здешнего края) живопись.
Как и предыдущее село Спас Протасово в древности также принадлежало Ипатьевскому монастырю. После владельцами села стал род костромских дворян Васильчиковых. В 1861 г. здесь, в своей усадьбе, жили В.М. и М.Д. Васильчиковы, костромские чиновники. Нынче не то, чтобы следов усадьбы, но и следов самой деревни не осталось. Хотя службы в местном храме не прекращались и в советское время. Правда, с "недавней" смертью последнего настоятеля, нового не нашлось и двери теперь открыты всем желающим.
Первая деревянная Никольская церковь упоминается в Протасово под 1630-м годом. Существующая ныне кирпичная церковь Благовещения Пр. Богородицы в духе традиционного зодчества да с барочным декором была выстроена в 1783 г. Когда-то храмовый комплекс, окружённый оградой о Святыми воротами, располагался на главной сельской площади посреди домов.
Боковые входы в храм закрыты, небось, ещё с 1930-х.
Мы же зайдём через западный "колокольный" вход.
Осмотр интерьера начнём с трапезной, стены и своды которой покрывает насыщенных красок роспись. Орнамент (рамы) вокруг библейских сюжетов очень прост, что не скажешь о самих композициях. Фигуры в них писаны на достаточно хорошем уровне. Неплохо прописаны и детали. При условии, что Костромская область не может похвастать сильной иконописной школой. Большинство храмов здесь имеют весьма посредственной работы роспись. Поэтому нам определённо повезло и "сундучок эмоций" пополнился новыми впечатлениями.
Рассмотрим своды фрагментарно.
«Введение во храм пр.Богородицы»
«Вход Господен в Иерусалим»
«Благовещение пр.Богородицы»
Из примечательного я бы отметил атмосферу внутри трапезной. Низкие своды, пасмурность за окнами, прикрытые ставни и тёмных тонов роспись - всё это создавало ощущение таинства; ощущение, что мы попали в некую древность, где ещё сохранился дух старины. Хотя роспись неоднократно поновлялась.
На современной печи, что стоит в углу, висит поповское облачение, а рядом сундук с барахлишком.
Ну, а мы через большущие весьма своеобразные, но оригинальные в своём исполнении двери, разделяющие трапезную с храмом, пройдём в основной объём.
Нельзя не уделить отдельного внимания растительному орнаменту в "полотенцах" по бокам от входа.
В отличии от простого геометрического орнамента, цветы выполнены достаточно изящно.
В основном объёме, конечно же, впечатляет огромный пятиярусный иконостас. Видимо, уже в наши дни сняли деревянное изваяние распятого Иисуса, венчавшее иконостас. Рама до недавнего времени была богато украшена очень и очень искусной работы резьбою, в чём мы убедимся чуть позже.
Роспись здесь немного выцвела и имеет бледные серо-голубые тона.
На своде развёрнута композиция «Новозаветная Троица с Собором всех святых».
Купольные фигурки писаны весьма прекрасно. По крайней мере так кажется снизу.
Как пишут, настенная живопись датируется началом XX столетия.
На западной стене размещена внушительных размеров центральная композиция «Проповедь Николая Чудотворца» со сценами из его жития и сюжетом из Евангельского цикла. По сторонам от центрального входа проиллюстрированы два сюжета: «Воскрешение сына Наинской вдовицы» и «Благословение детей».
На северной и южной стенах писаны Евангельские события и изображены избранные святые.
Всегда удивляло отчего не могли сделать иконостас соразмерно габаритам стены. И здесь, вот, края рамы сильно заходят по бокам, с переходом аж на оконные проёмы. Неаккуратно, однако. Интересно, что на южной стене какой-то святой впал в немилость и не был возобновлён - закрашенная пустая рама в простенке нижнего яруса.
Заходим в алтарную часть. Здесь, как и в трапезной, живопись поражает своим насыщенным и сочным колоритом.
На стенах размещены характерные для алтаря композиции: «Тайная вечеря», «Жертвоприношение Авраама» и «Моление о чаше». В оконном простенке как будто не хватает ещё одной "картины". Правда сложно сказать, что именно там находилось. Возможно, храмозданная надпись, со временем закрашенная.
На алтарном своде, посреди голубого звёздного неба, на облаках с херувимами и в сиянии изображён юный Христос.
Совсем юный...
Здесь также роспись неоднократно поновлялалсь.
На откосах проёмов, ведущих из алтаря в храм, помещены фигуры Святителей Московских (Филиппа, Ионы, Петра и Алексея)
Какого же было моё удивление, когда закончив осмотр интерьера и собравшись уж было на выход, я заметил, что в церкви был не один! Всё это время тихо так, скромненько на лавочке сидел уставший прихожанин, взирая на меня утомлёнными глазами.
А вот и настоящее произведение народного искусства - когда-то все пять ярусов рамы иконостаса украшали эти деревянные из цельного ствола резные колонки, увитые ветвями лозы и листьями аканта.
Ну, а мы меж тем снова проходим под тёмными, но красочными, сводами трапезной и идём на выход.
И полные удовлетворения мы покидаем село Протасово...
При создании поста использован материал следующих сайтов:
-
"Генеалогическое древо семьи Поздеевых"-
Кострома на Костромке- заметка
И. Стрельникова по материалам "Памятники архитектуры КО"