Жерико (Gericault Theodore) Теодор (1791-1824), французский живописец и график. Основоположник романтизма во французской живописи. Жерико первым во французской живописи выразил свойственное романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к воплощению драматических явлений современности и сильных страстей.
«Плот "Медузы» - известное полотно Теодора Жерико (1791-1824), с которого началась история французского романтизма.
Сюжет не выдуман художником; картина повествует о кораблекрушении, случившемся с судном «Медуза». Многочисленные пассажиры и экипаж спасались на плоту, который почти две недели носило по морю. Люди, обессиленные без еды и питья, умирали. Несколько раз они видели вдали суда, в надежде кричали им, размахивая сохранившимся тряпьем, но суда проходили мимо, не заметив их. Умирала надежда на спасение, таяли силы. Наконец, несчастных обнаружили и подняли на спасительный борт. В живых осталось 15 человек из 140, плывших на «Медузе».
Полотно взбудоражило французскую столицу. Так реально смерть еще никто не изображал. Картина поступила в Лувр в 1824.
В 1817 году Жерико знакомится с интернами и санитарами находящейся совсем рядом с его мастерской больницы Божон. Впоследствии они будут передавать ему трупы и ампутированные конечности, а также позволят присутствовать в больничных залах и следить за всеми страданиями мучений, за всеми приступами агоний у тяжелобольных.
По просьбе знаменитого психиатра доктора Жорже, Жерико создаст зимой 1822 года свои "портреты сумасшедших", которые будут служить наглядными пособиями для учеников и ассистентов врача. "Наука превратилась в красноречивые портреты" - говорили о них.
Показанная публике картина "Плот Медузы" размером 35 м кв. со всеми ее внутренними противоречиями, встречает неприятие как молодых, так и зрелых художников, критиков и почитателей искусства. Но в то же время она производит впечатление на широкого зрителя, который видит в ней не столько художественное произведение, сколько памфлет, призванный дискредитировать правительство Людовика XVIII.