Я знаю, что все это ужасно не в тему к трусам и рейтузам, и, что основная масса читателей подписалась сюда не за этим, но я все равно сейчас скажу.
Каждый вечер за обеденным столом я тихо плачу горючими слезами, потому что
Шура приносит на хвосте массу информации, которая однажды войдет в Историю Кремниевой Долины. И все эти факты, шутки и набухания уходят в никуда, потому что я итак каждый день провожу за печатной машинкой по 6-8 часов и записывать что-либо еще у меня уже нет сил. Но я все-таки живу надеждой, что однажды я начну… Потому что когда лет через пятьдесят какой-нибудь автор- историк Кремниевой Долины, стэнфордский профессор будет носиться по долине в поисках очевидцев определенных событий, я вытащу трясущимися артритными пальчиками свой дневничок, и вот тогда…..
Вчера была на лекции одного такого автора- историка Долины. Barry Katz, профессор кафедры дизайна в Стэнфорде и автор нескольких книг, среди которых Technology and Culture: A Historic Romance. Отличный лектор, passionate and engaging. Скоро выйдет его книга Tectonic Shift: the Unstable History of Silicon Valley Design.
Наверное, справедливо будет сказать, что то, о чем он рассказывал вчера история появления промышленного дизайна (industrial design). Принято считать, что промышленный дизайн начался с Apple Computer в 1980 г., когда Ст. Дж. специально притащил из Германии
какого-то немца. Для юного поколения Apple это «iPhone» или, в крайнем случае, iPod. О том, что сначала был Macintosh (1984), а до этого, собственно, Apple Computer они не подозревают. (а о Баухаусе, я даже не заикаюсь).
Сегодня в К. Долине самая высокая концентрация дизайнеров в мире. Но так было не всегда.
1 августа 1951 г. в Hewlett Packard пришел человек по имени Carl Clement и сказал, возьмите меня промышленным дизайнером.
- А чего, инженером не получается? - спросили в HP.
- Ну, типа того - сказал Clement, и его взяли. Вот этот день, 1 августа 1951 года и можно считать днем рождения industrial design.
Клемент проработал в HP 13 лет и ушел, потому что не получил заслуженного по своему мнению поста VP по Дизайну. В 1964 умы еще не были готовы к таким инновациям (little did they know). Клемент ушел в Xerox PARC, где придумал мышь и иконки для фолдеров.
На смену Клементу пришел Allen Inhelder. Вторая знаковая фигура в истории промышленного дизайна. Если Карл Клемент по образованию был инженером, то Inhelder пришел из настоящей школы дизайна, в Пасадене (одна из лучших школ в стране) и, несмотря на всю проделанную Клементом работу по внушению уважения к профессии дизайнера, Инхелдеру пришлось попотеть, доказывая свою необходимость. Аллен Инхелдер - создал дизайн первого карманного калькулятора, HP-35.
Третий человек, который стоял у истоков промышленного дизайна в Долине - John Leslie из Ampex (компания не дожила до наших дней, но в истории Долины она почти столь же знаковая, как HP. Ее создатель Александров Понятов, белый иммигрант. Первые магнитофоны, первый радио эфир в записи). Лесли был инженером, с не по-инженерному развитым чувством прекрасного. Он четко знал не только, как его штуки должны были не только работать, но и как они должны были при этом выглядеть.
Вот эти три человека пестовали и воспитывали уважение к дизайну, на котором потом сорвал большой куш С.Дж.
Интересно вот чего. В английском, по-прежнему используется термин «industrial design». Это звучит отголоском слуха о том, как основатель IBM Thomas Watson сказал, что «во всем мире существует рынок для пяти компьютеров.» Говорил ли Watson это на самом деле или не говорио, вообще неизвестно, но совершенно точно, что никто не мог подумать, как из категории “industrial” технологии скакнут в разряд fmcg, и айподы будут меняться со скоростью тампаксов.
Айподы лежат с тампаксами на соседних полках, а термин для их оформления по-прежнему "industrial." Это демонстрирует, что между тем как явления становятся повседневными в нашей жизни и для них появляется термин проходит декада-другая. And we are witnessing this right now. I think it’s amazing stuff.
Мне бы хотелось запустить статью про историю дизайна в К.Долине, в какой-нибудь серьезный журнал, но времени искать подходящее издание и pitch статью у меня нет, если вдруг кто-то однажды заинтересуется, я готова писать целиком и подробно, там еще масса всего.