ДЖОН КОНСТЕБЛ

Jan 11, 2021 15:49



"Величайшим пороком современности

является бравура, стремление создать

нечто далёкое от истины" -  Джон Констебл



Автопортрет



Джон Констебл (John Constable, 11 июня 1776 года, Восточный Бергхольт, Саффолк, Англия - 31 марта 1837 года, Лондон) - крупный британский пейзажист эпохи романтизма. Знаменит изображениями английской глубинки, особенно - родной долины реки Стаур. Эта область ныне известна как Констебл-кантри (край Констебла).



Долины реки Стаур.

Особенности творчества Джона Констебла

«Я ассоциирую своё беззаботное детство со всем, что лежит на берегах Стаура; эти сцены сделали меня живописцем», - признался Джон Констебл в письме Джону Фишеру, епископу Солсберийскому.



«Журчание воды под мельничным колесом, ивы, старые сгнившие доски, покрытые слизью сваи, кирпичная кладка - как я люблю все это», - писал он.



John_Constable. еще вода, ослик, Флетфордская мельница

Впрочем, юноше изначально было уготовано заниматься не живописью, а мельничным делом.  А потому после короткого обучения в пансионе и окончания дневной школы молодой Джон был приставлен к семейному предприятию. Этим и объясняется его медленное творческое развитие: в Королевскую академию художеств самоучка из провинции поступил с неохотного одобрения отца уже в солидном возрасте - в 23 года.



Constable John. Залив.

В то время наиболее подходящим предметом для студентов Академии считалась историческая живопись. Но Констебл с самого начала проявил особый интерес к ландшафту, а в период учёбы больше всего вдохновлялся работами Томаса Гейнсборо, Клода Лоррена, Якоба ван Рейсдала, Карраччи и Рубенса.



John_Constable берег, небо

В 1802 году Джон Констебл отказался от должности преподавателя рисования в только что образованном военном колледже.   В том же году молодой мастер впервые показал своё произведение в Королевской академии.



В первой половине десятилетия Констебл отдавал предпочтение акварели и графике, выполнив прекрасные работы в этих техниках . Но его обычные сюжеты - сцены повседневной жизни - были немодными в эпоху, которая романтизировала первозданную природу и живописные руины. А потому виды портов на юго-восточном побережье и Озёрного края  остались без внимания публики на выставках в 1807-м и 1808 годах.



Акварель, 1805 год.

Чтобы свести концы с концами, Констебл взялся за портретную живопись, но нашёл её скучной, несмотря на то, что создавал прекрасные образы.   От случая к случаю он писал картины и на религиозную тематику  но, как выразился один арт-критик, «его состоятельность как религиозного художника не стоит переоценивать».



На южном побережье 40-летний художник начал писать яркими цветами и смелыми мазками; тогда же в его творчестве начался заметный эмоциональный подъём.



Джон Констебл. Белая лошадь. 1819 год

В 1817 году, с рождением первого из своих семи детей, чета Констеблов поселилась в Лондоне. Для поддержки семьи художнику было необходимо профессиональное признание. И оно пришло двумя годами позже, когда он выставил в Королевской академии свой первый крупный холст - «Белую лошадь». С него началась серия масштабных картин - «шестифутовых», как называл их сам живописец (ширина каждой составляет 6 футов или более 1,8 метра).



John Constable. Телега для сена. 1821

В 1821 году Констебл продемонстрировал свою «Телегу для сена» - ныне культовую для британцев. Однако тогда она была воспринята без энтузиазма: энергичные мазки художника критики посчитали небрежными.



John Constable. Парк Уайвенхо. 1816 г.

Эжен Делакруа под впечатлением от «небрежного» мазка Констебла переписал фон одной из своих картин (Резня на Хиосе).



John Constable. Hampstead Heath. 1828

... Семья переехала в Хэмпстед - пригород Лондона. Там Констебл начал писать этюды неба, тщательно документируя хорошо узнаваемые метеорологические явления. Эти наброски затем становились частью композиции полномасштабных холстов.



К 1824 году в его живописной манере появилась изобразительная фрагментация, с помощью которой художник стремился передать оптические эффекты. Наряду с использованием живых и ярких цветов это заставило многих ошибочно называть его предшественником импрессионизма.



John Constable. Вид на собор в Солсбери

В поздний период Констебл перестал писать определённые места - частично из-за того, что делал этюды в разных регионах: в Солсбери или на фешенебельном приморском курорте Брайтон... Но такое абстрагирование и отказ от изображения фермерского труда можно трактовать иначе. Экономическая депрессия после Наполеоновских войн привела сельское хозяйство в упадок. Вопреки этому консервативный Констебл решил воспевать отвлечённую «старую добрую Англию», не затронутую индустриальными и социальными изменениями.



John Constable. Вид на собор в Солсбери

Членом Королевской академии художеств живописец стал поздно - в 1829 году в возрасте 52-х лет - во многом из-за своего тяжёлого характера. Его письма 1830-х годов полны отчуждения и депрессии. Такие настроения, без сомнения, подпитывались критическими нападками, которые сыпались на него и Уильяма Тёрнера  с середины 1820-х годов.



Хотя эти мастера никогда не были близки и по-разному подходили к пейзажной живописи, оба выросли в традициях сэра Джошуа Рейнольдса. А это заслуживало пренебрежения в глазах нового поколения художников и критиков, которые формировали собственные ценности в быстро развивающемся промышленном обществе. Тем не менее, Констебл продолжал работать.Он решил издать серию гравюр (меццо-тинто) на основе своих картин.









Однако нерешительность и постоянные сомнения сослужили ему плохую службу. Работа над четырьмя десятками отпечатков затягивалась, один из них художник корректировал 13 раз. В результате, когда сборник под названием «Английский пейзаж» вышел в свет, он не заинтересовал необходимое количество подписчиков. Предприятие потерпело финансовый крах.

Ода прошлому

В 1836 году Джон Констебл представил в Королевской академии свою последнюю картину - «В память о сэре Джошуа Рейнольдсе...» Работа была посвящена «отцу британского искусства», которого почитал живописец. Это полотно стало одой уходящему традиционному миру, в котором сформировались личностные и художественные ценности Констебла.



Джон Констебл. Кенотаф. В память о сэре Джошуа Рейнольдсе.. 1836г.

В 1837 году не стало самого Джона Констебла.
В 1888 году дочь живописца   подарила работы отца британской нации.

Автор Отрывки статьи из АртАрхива,  автор  Влад Маслов

( https://artchive.ru/johnconstable).

Англия, акварель, Констебл, живопись, романтизм, графика

Previous post Next post
Up