Недавно разговорился с
профессором Григорием Иосифовичем Брехман. Среди прочего была затронута тема воспитания детей в разных культурах.
Как пример профессор Брехман привел воспитание детей в Японии. Японские матери стремятся развить в своих детях навыки самосовершенствования достаточно простым способом. Указывая на то, что ребенок делает сегодня хорошо сам, и напоминают что завтра он может улучшить свой собственный результат. Так с раннего возраста формируется основа личности направленная на самосовершенствование.
Есть культуры, в которых детям прививается «равнение на других».
- Вот смотри как делает вон тот мальчик (девочка), а ты недотепа (дура(к), грязнуля, и так далее в том же духе). А это в итоге угнетает и озлобляет ребенка, делает его агрессивным.
Так развивается злобное, завистливое существо руководствующееся логикой описанной в народной мудрости - «Не важно что моя корова сдохла, плохо что соседа жива». Зависть - эта стресс, зависть разрушает.
Психология «равнения на других» формирует малоинициативных, зависимых и завистливых людей. Не способных ставить перед собой правильные цели и динамично добиваться их. Но завистливые люди всегда готовы навредить. Так появляются заказные дела против конкурентов и партнеров.
Отсутствие культуры и навыков самосовершенствование приводит, казалось бы, успешных людей к потере смысла в жизни, потери бизнеса и деградации. Бизнесмен не способный к самосовершенствоваться, саморазвиваться обречен на провал. Такой человек всегда будет «вторым». Даже если чувство завести помогло добиться каких-то финансовых результатов - это временный «успех». Потом наступит пустота, потеря пути развития.
Равняться на других хорошо если ты самодостаточная и саморазвивающаяся личность и равняешься на других саморазвивающихся людей. А это уже другой уровень. Это уже не «равнение на других», это уже взаимодополнение и взаиморазвитие.
Формируйте в детях навыки саморазвития и самоорганизации. И чем раньше, тем лучше.