http://zapovednik-2005.livejournal.com/121040.htmlЖил-был один вдовый князь. Росли у него две дочки. Хорошие девочки. Одна черноволосая, глаза как изумруды. Радой звали. Другая рыженькая, в мать-покойницу, с глазами синими, как морская волна. Звали Владой.
Как исполнилось Раде одиннадцать, а Владе двенадцать, поехали они зимой на санях кататься. Видят, сидит у дороги на пеньке старушка. Беленькая такая. Девочки были добрые, остановились, спрашивают:
- Что случилось, бабушка?
- Да вот, внученьки, ногу подвернула, идти не могу.
Пожалели Влада и Рада старушку, взяли к себе в сани, согрели, довезли до дома. Дом этой старушки стоял не в деревне, а на отшибе. Черный такой дом, низенький.
Сестры бабушку до самого крыльца довели. Она их в дом пригласила.
- Хочу вас за вашу доброту отблагодарить.
Вынесла девочкам тарелку с двумя пирожками.
- Эти пирожки со снегом. Я одна такие печь умею. Пирожки не простые. Отведайте, внученьки! Как попробуете, так жизнь ваша изменится - всем вокруг вы будете казаться во много раз лучше, чем есть на самом деле.
Одна княжна сразу пирожок с тарелки взяла и съела. Вкусный пирожок, хрустящий, сам горячий, а начинка холодная, сладкая.
Вторая сестра подумала-подумала, и отказалась.
Старушка хитрая, второй пирожок сама съела, а девочкам говорит:
- Забыла я вам, внученьки, об одном важном условии рассказать. Когда исполнится Раде семнадцать, а Владе восемнадцать, и станете вы невестами, будут к вам приезжать свататься женихи. Вы каждому жениху должны будете рассказать и о нашей встрече, и о моем даре, и о том, что одна из вас с этих пор стала для всех вокруг казаться во много раз лучше, чем есть на самом деле. А вот кто именно из вас двоих сейчас мой пирожок съел, этого никто и никогда узнать не должен. Запомните! Если кто-то об этом узнает, то у моего пирожка начнется обратное действие. И коснется оно вас обеих: обе вы всем покажетесь во много раз хуже, чем есть на самом деле.
Вот в какую переделку попали княжьи дочери.
Вывела их старуха из избы, проводила до саней. Вернулись Рада с Владой домой, не живы, не мертвы. Сразу всё отцу рассказали. Всё, кроме главного, как старушка велела.
Князь расстроился и рассердился не на шутку. Тотчас сам отправился в деревню, чтобы с колдуньей поговорить, задобрить ее как-то и снять заклятие с дочерей. Но не нашел князь дома старушки. Росли на месте низенькой черной избы вековые сосны, и никто в деревне о белой бабушке слыхом не слыхивал.
Ладно, что ж делать, стали дальше жить. А мысль о пирожке с начинкой ни у сестер, ни у отца из ума не идёт.
Как исполнилось Раде семнадцать, а Владе восемнадцать, князь повелел художникам написать портрет двух дочерей вместе, сделать с того портрета копии и разослать гонцов по городам и весям. Девушки к тому времени расцвели, стали красавицы-раскрасавицы, от портрета глаз не оторвать. За женихами дело не стало. Кому рыженькая Влада приглянулась, кому темненькая Рада. Да и приданое князь за дочерьми давал немалое.
Стали женихи приезжать к князю, свататься. Отец и рад бы отдать замуж любимых дочек, а только всё не ладится. Как очередной жених с княжной наедине останется, так она ему рассказывает историю о пирожке со снегом. Всё-всё в подробностях, как старуха велела. Только о самом главном не говорит - она тот пирожок съела, или сестра.
Жених, как дослушает до конца, так сразу на невесту другими глазами начинает смотреть.
«А вдруг, - думает, - это мне только кажется, что она красивая, нежная, добрая? А на самом деле, это всё пирожок действует. И не было бы колдовства, стояла бы передо мной крокодилица злющая, кривая да косая...»
Как сомневаться начинает, так на попятный. Не могу, дескать, жениться, извините, будьте здоровы.
Некоторые женихи, правда, попадались дотошные. Сразу не отступались. Пробовали вывести сестер на чистую воду.
Один нашел двух нищих убогих, подослал одного к Раде, другого к Владе. Хотел посмотреть, как те их примут. А сестры каждая своего нищего приютила, обогрела, накормила, каждая лекаря пригласила, как смогла, постаралась облегчить недуги убогих. Оказалось, обе сестры по всей округе давно славились милосердием и благочестивостью. Не придерешься. И ничего не поймешь - какая от души людей жалеет, а какая пыль в глаза пускает.
Другой жених решил наоборот сестер разозлить, обидеть. Хотел посмотреть, которая из них больше рассердится, какая в гневе будет выглядеть хуже. Рассудил так: которая пирожок съела, та и сердитая красавицей покажется. А которая искренняя, настоящая, может и слабину дать, с невыгодной стороны себя показать.
Так нет, и эта задумка не вышла. Как ни старался жених, на все его каверзы и проказы ни Рада, ни Влада не обиделись. Сами обидчиков жалели, и еще над собой потешались, если приключалось с ними что-нибудь нелепое. Вот, например, подкупил жених портниху - она Раде сшила кривое платье, да вдобавок на примерке стала упрекать девушку, что совсем у нее фигура ни на что не годится, ни одно платье не подходит. Еще до кучи булавки из платья не вынула, исколола всю, пока примеряла. Ничего, Рада боль перетерпела, напраслину выслушала, посмеялась, и сама то платье на себя быстренько перешила. Да так, что точь-в-точь по ней оказалось.
Тогда жених подкупил горничную другой сестры. Та Владе в постель жабу положила, а рядом с кроватью поставила таз с помоями. Влада, конечно, сначала напугалась, с кровати спрыгнула, да так, что в помои ногами попала. А потом мало, что горничную словом не попрекнула, еще и убрала всё сама, полы вытерла, одежду замыла и жабу ту из дома в тряпице к пруду вынесла, пожалела.
И на балах княжны одинаково хороши - танцуют так, что все только руками разводят.
И рукодельные обе - цветы на пяльцах пышным цветом расцветают, ткани из станка выходят - хоть сейчас царскую одежду шить.
И разумом славятся, книги читают, в шахматы с отцом играют...
Словом, чудо, что за девицы! Находка, а не невесты.
Только вот одна из них пирожок со снегом съела и всем кажется во много раз лучше, чем есть на самом деле, а другая - такая, какая есть. А кто есть кто, никто понять не может.
Годы шли. Ни одному жениху так и не удавалось разгадать, кто же из них настоящая, Рада или Влада. А оттого оставались княжьи дочери незамужними.
Лет семь уж прошло с тех пор, как велел князь портреты дочерей написать. Все портреты давно раздали, новых делать не стали, женихи на убыль пошли, да так и кончились. Девушки смирились со своей участью, жили тихо, скромно, подумывали в монастырь постричься. Отца утешали: знать, судьба такая. Ничего уж не исправить.
И вот однажды постучался в ворота княжеские всадник. Молодой красавец в дорогих одеждах. Князь его принял. Гость назвался Велизаром и рассказал, что до него дошел слух, дескать, есть в этом доме достойные его высокого титула и большого состояния девицы на выданье.
Отец уже ни на что и не надеялся, но подтвердил: да, давно его любимые дочери ждут суженого.
Только кого хочет видеть Велизар своей женой? Старшую или младшую?
- А я ни ту, ни другую не видел, на обеих хочу взглянуть, - сказал Велизар.
- Как не видел? А как же портрет? - удивился князь.
Оказалось, не было у Велизара никакого портрета. С чужих слов он узнал о княжьих дочках.
Раз так, вышли к жениху вместе Рада и Влада. В сотый раз они поведали ему историю о колдунье, о пирожке и о заклятье. Рассказали и о том, как испытывали их женихи и уезжали с княжеского двора, несолоно хлебавши.
Выслушал их Велизар, подумал, и сказал:
- Сударыни прекрасные! Я вас испытывать не стану. Задам вам один только вопрос. Что вам сказала старушка? Когда у того волшебного пирожка заканчивается срок действия?
Рада и Влада переглянулись, пожали плечами.
- Ничего она такого не сказала, - говорят. - На всю жизнь это заклятье.
- Ясно. Тогда так. Мне всегда брюнетки нравились. И ты, прекрасная Рада, поразила меня своей красотой с первого взгляда. Волосы у тебя струятся черным водопадом, глаза изумрудами горят. Да и приданое за тобой хорошее... Люба ты мне. Будь моей женой!
Рада смутилась, растерялась. Велизар ей тоже очень понравился:
- Но как же заклятье? - спросила девушка.
- А ну его! Будем считать, что вы мне ничего и не рассказывали.
Вот так, честным пирком, да за свадебку. Поженились Рада и Велизар.
А скоро и Владе жених нашелся. Влада ему про пирожок тоже честно всё рассказала, как колдунья велела. Только он всё равно на ней женился. Потому что был он иностранным принцем - его Велизар по знакомству прислал. Русского языка принц не знал и ничего из рассказа Влады не понял.
Жили сестры со своими мужьями долго и счастливо, и старика-отца внуками радовали.