Что ж, жара-жарой, а пора начать и разговоры.
Начну с краткой предыстории. Рождественка на Соловки выезжает уже двадцать лет. Я в этом году поехала то ли в пятый, то ли в шестой раз. Ездят рождественцы волонтерами, помогают музею. Работают в раскопах, на разных подсобных хозяйственных работах, музей, как может, предоставляет помещения для проживания (в последние пару лет, правда, с этим сложности были, но в этом году ничего, дали домик-барак в зеленом месте на краю поселка возле Банного озера), организует бесплатные экскурсии, позволяет ходить по острову-заповеднику. Соловки для многих рождественцев стали уже как дача. Там очень хорошо. Там красиво, тихо, душевно и родно.
К рождественцам присоединяются разные люди, некоторые из них прибиваются надолго и потом в маслострое участвуют, на спевки и в походы с нами ходят, становятся своими. Приезжают люди из Белорусии - тоже друзья хорошие.
В этом году первую смену, состоявшую сплошь из новичков, мужественно возглавил Стас. Ребята честно отработали своё, Стасу честь и хвала, а на смену первой приехала вторая смена, и мы, в том числе. Вот они мы:
Если слева направо со всеми родственными отношениями присутствующих в кадре друг к другу: Лёша (брат Вени), Рита (мама Тони и Оли), Олег, Денис (муж Кати, отец Тоси и Лизы), Лиза (дочка Дениса и Кати, сестра Тоси), Саша (папа Ани), Андрей (папа Насти и Никиты), Олег, Зоя, Катя (жена Дениса, мама Тоси и Лизы), Таисия (дочка Дениса и Кати, сестра Лизы), Таня, Иван (сын Димы), Валентин (муж Наташи), Оля, Наташа (жена Вали), Олег, Аня (дочка Саши), Настя (дочка Андрея, сестра Никиты), Никита (сын Андрея, брат Насти), Алексей, Дима (папа Ивана), Афоня (сын Алены и Вени, брат Трофима), Алёна (жена Вени, мама Афони и Трофима), Трофим (сын Алены и Вени, брат Афони), Веня (муж Алены, папа Афони и Трофима).
Еще отказались фотографироваться стеснительные девушки Тоня (дочка Риты) и Настя (подруга Тони).
Решение поехать на Соловки в этом июле у нас родилось вдруг. До этого планов было громадье, но обстоятельства и материальные всякие заморочки заставили всё это дело отложить и выбрать более щадящий и бюджетный вариант.
Также вдруг в тот же день, как приняли решение, мы купили билеты до Кеми и обратно. Обратные, правда, были только на разные поезда. Хорошо, что потом удалось поменять. Вещей взяли по-минимуму с учетом, что мне нельзя было больше двух кг поднимать целый месяц. Так что основной груз в буквальном смысле лег на Валины плечи.
Выехали из Москвы в ночь с 20 на 21 июля. С нами в поезде ехали Веня, Алена, Афоня, Трофим, Леша и Саша с Анечкой. Выезжали в самую московскую жару в надежде отдышаться на острове. На острове, между тем, тоже были аномальные 29-30. Но там хоть жить можно - Белое море рядом, ветерок какой-никакой. Хотя для севера такие штуки -редкость. В лесу рядом тополиный пух лежит, морошка зрелая висит, грибы растут, земляника попадается, а тут вот и листья уже желтеют помаленьку... Сказка "Двенадцать месяцев" просто.
Приехали в Кемь, на вокзале переночевали в спальничках, как обычно, с утра частью - на частниках, частью - на автобусе добрались до Рабочеостровска. Частники там, конечно, безбашенные. Мы только могли держаться за сиденья и глаза закрывать, когда они с разгону, не тормозя, ввинчивались в повороты и прыгали по колдобинам, чтобы успеть как можно быстрее вернуться к вокзалу и перевезти еще несколько партий туристов и паломников до отхода Косякова.
Вене с Аленой пришлось бы совсем туго с огромным их скарбом, с двумя детьми и с велосипедом, если бы не было с ними Леши, который помогал всяко, всё перетаскивал, и вообще.
На Косякове пока плыли, дождь прошел. На Тамарином причале нас встретил Андрей из Белоруссии. Я с ним раньше не была знакома, а ребята уже вместе работали. Проводил нас до дома у Банного озера. Все комнаты, правда, оказались занятыми остатками первой смены, а потом их заняли приехавшие на смену наши, семейные с детьми, но мы с Валей решили, что неплохо устроимся и в палаточке рядом с домом. Палаточка у нас маленькая, но легкая и комаров-мошку не пропускает. А погода способствует. А еду готовили на общей кухне, распределив дежурства. За день до нас приехал Димка Ремнев с Иваном. Остальные рождественцы постепенно прибывали позже.
Впрочем, мы даже первую ночь не стали ночевать у домика, а сразу рванули с Валей в лес. Потому что на Соловки мы отправлялись с четко определенной целью. О ней в следующем посте.