Вологодская область. Заветные сосны, камни, ручьи

Jun 22, 2009 16:14

Кросс-пост из "славянских древностей"

В Пожарище в разговоре случайно всплыла тема сосен, которым практически до последних лет поклонялись местные жители. Олег Коншин рассказал о соснах, что успел. Важно, что до сих пор живы старики, которых еще можно расспросить о подробностях. И все это недалеко от известного Тиуновского святилища. Привожу расшифровку, почти дословную, чтобы ничего не упустить, Олега Николаевича. Там много географических названий, но может быть как раз это кому-нибудь будет полезным.

- Да, сосны были в Баклановской и в Митино. Там, видимо, был целый куст почитаемых сосен. Про Верхнюю Уфтюгу сложно сказать. А в Митино и в Королевской были две сосны. Но в Королевской сосны раньше исчезли, а в Митино сосна была долго. В Баклановской сосна на данный момент уже уничтожена, но достаточно правдоподобные сведения, что сосна выполняла очень много функций. Покойника провожали до этой сосны, свадьба до этой сосны гуляла, рекрутов до этой сосны провожали. В этой сосне впоследствии была вделана иконка, у сосны проводили молебны, а во время Троицы и Троицкого заговенья ходили туда петь песни. По деревне ходили, потом за деревню к сОсне выйдут, потом опять по деревне пойдут… На середине деревне была качель, и, по всей видимости, на середине деревни, как бабушки рассказывают, была часовня. Так вот, от часовни до сосны и от сосны к часовне ходили. А люди, которые сожгли эти сосны, конечно, пострадали. Один, так вот умер, а второй человек, который тоже принимал участие, не очень у него судьба хорошая.
А больных-то детей перетаскивали под кореньями это у нашей сосны, Митинской. Ну, она там на границе Ивановской и Митинской - одинаково от двух деревень. Она так и называется, Ивановская и Митинская. Ходили по этой сОсне звук подавать. Мужья ушли на войну, и вот был такой интересный обряд - ходили слушать, чего ответит сосна. И есть достаточно достоверные свидетели, вот мы сейчас ездили, что ходили к этой сосне жалобиться, причитать ходили. Бабы ходили печь картошку к этой сосне. Костерок разведут, и пекут.
А около деревни Игумновская за Тарногой, эта сосна - я ее лично не видел, но тоже она считается обетная, заветная. Там сосна достаточно большая, объемная такая, и два нароста, как будто грудь. (называется сосна то ли Красава, то ли Кормилица - Н.Х.). И тропы к этим соснам не тайные, всем известные.
15 километров отсюда напрямую святилище
Когда начали говорить про эти сосны, ездили в Шевелевскую, и бабушки начали вспоминать, что тут были еще сосны…. Это не сама Маркуша, это считается ближе к Уфтюге. То есть, от Баклановской семь километров еще надо ехать до Маркуши. То есть, это свой путь с деревень - Баклановская, Андреевская, Шевелевская, Сосновая слободка, Нестереха. И свадьбы, и традиции практически одинаковые. Напрямую-то 7 километров, но не проехать. А объезд 50 надо делать.
Шевелевская - это в истоках Устюги. А мы начали про Баклановскую-то сосну, и там бабушки начали вспоминать, что не только в Баклановской, у нас в Шевелевской была такая сосна. Особая. Тоже ее не трогали. Но потом, когда стали пахать, ее тоже спихнули. Но она уже, говорят, сухая была… Старая, она еще старше была, чем Шевелевская. Огромная такая, комолая, что называется. И тоже тому, кто спихнул, чего-то было нехорошее.
Потом еще была за деревней Кустово сОсна. Она была за Сосновой слободкой. И поповский ельник в Лондушке. А следующая, если напрямую идти, там получается Тиуновское святилище. От этих сосен пять километров. У меня желание-то попасть туда, но там тоже, говорят, напрямую нет дороги. Тоже надо в Шебеньгу, дак, по той стороне тоже надо ехать. Они, кажется, с Тарноги на Шебеньгу, а оттуда на Тиуновское святилище. Отсюда туда не ходили, а вот Баклановскую сосны наши люди, старые особенно, очень хорошо знают.
У наших стариков, когда у нас в девятисотом году начали выселяться, с Пожарища выехали на Лычное. От Лычной до Баклановской всего лишь три километра. С Ковшинской выезжали на Сухие. И когда люди построили хутор из тринадцати домов, там было место называется «У памятника». Это огроменный-огроменный камень. С насечками со всеми. И во время грозы плашь верхнюю сняло. И она упала рядом. И место называется «у памятника». Сейчас осталась единственная бабушка с этой деревни, она с 28 года, она сказал, что камень был почитаемый стариками.
Эти камни сейчас начинают проявляться. Потом камень в Нестерехе. Когда начали мелиорацию полей делать, этот камень куда-то спихали. Я начал спрашивать, она говорит: «Так ведь не только у нас-то камень был!». Про Нестеровский камень рассказала и еще, когда в Шебеньгу-то ехать, там еще много камней таких было.
Мы начали вычесывать поля. Есть ли такие поля, которые связаны с этими камнями. Оказывается, есть такие места. Но это надо спрашивать у старых бабушек, которые застали еще единоличное хозяйство. То есть, когда они начали проводить мелиоративные работы, то очень многие камни с полей стали убирать. Вот у нас тут есть полько, которое называется Творило. Там были камни, и эти камни спихали в реку. Но бабушка 906 года сказала, что у нее дед ходил и я маленькая была, ходили к этим камням на Рождество. Когда? В само Рождество? Но вот до Крещения. Кашу дедко носил. К камню носил кашу. А какую? Бабушка говорит, что раньше-то там были тоже сосны. Но сосны-то вырубили. «Я еще маленькая была, стали поля расширять…». То есть, вот садили, сеяли, на одних-то полях, земля-то исхудала. И стали это убирать. Но старики сказали, что надо высечь...
А поповский ельник - это опять в Лондуше. Видите, здесь Маркуша вплотную практически на всей территории прилегает к Уфтюге.
Через деревню от нас Заболоти. Там был святой источник и там через четыре километра начинаются Лондушские деревни. Там их много было. 17 деревень. И эти лондушские деревни все взаимосвязаны, находятся на южных склонах, одна за одной, и там была какая-то церковь (ведь Маркуша - это место святого Агапия Маркушевского) и там были две церкви. И к церкви прилегал поповский ельник. Но ельник поповский - он был раньше, до церкви еще. И на данный момент осталась одна елка всего лишь. Там было 39 елок. Старинные. Очень старинные...

Еще Олег Николаевич рассказывал, что скот возле сосен прогоняли, лечили. Что случаи исцеления зафиксированы...
А бабушка, у которой мы останавливались в Пожарище, говорила, что они девчонками под Рождество ходили к местной маленькой речке и доставали оттуда камни - гадали на них на суженого. Как гадали, правда, не вспомнила. Но отголоски древнейших традиций там живы. Пока еще живы.

занимательно, фольклор, этнография, путешествия

Previous post Next post
Up