На ПМЖ в деревню.

Jun 17, 2009 19:36

Эта деревня несколько дней назад победила в конкурсе «Чудеса земли Вологодской», опередив и Деда Мороза из Великого Устюга и даже Кирило-Белозерский монастырь. Потому что голосование в конкурсе было справедливым и ПожарИще (ударение на «и») - действительно чудо земли Вологодской. Здесь очень красиво и здесь все живое.
Вот фотографии со съезжего праздника, который там недавно проходил:
http://natalyushko.livejournal.com/445224.html
http://natalyushko.livejournal.com/445143.html

А теперь о деле. В Пожарище можно приехать и жить там. Ждут людей толковых, работящих, любящих свою землю. Дальше пишу со слов Олега Николаевича Коншина, человека, вот уже скоро 20 лет живущего с женой и детьми в Пожарище, корнями местного, получившего высшее историческое образование, создавшего из местных бабушек-певуний уникальный ансамбль «Уфтюжаночка», много работающего с детьми, работягу, подвижника, просто обаятельного и умного человека.

Чем можно заниматься, зарабатывать, за счет чего жить в Пожарище?

Важно: саму традиционную культуру, как фактор для зарабатывания денег, здесь использовать нельзя. Традиционная культура должна жить в деревне за счет нормальных, здравомыслящих людей, которые приедут сюда с семьями, с детьми.
Нужны учителя. Не будет учителей - школу закрывают, при том, что губернатор сказал: «Оставьте школу!».
Первое время можно работать на компрессорной. Там готовы принять молодые кадры.
Востребованы ремесла. Можно шить национальные костюмы - люди готовы заплатить любые деньги, чтобы на праздник в Пожарище было не стыдно приезжать. Есть даже идея создания агентства по костюмам - найти бы человека, который бы такое агентство возглавил.
Полотенца, скатерти, пироги, пиво, квас - все продаваемо.
Можно сделать сыроварню.
Можно развивать ферму.
Выращивать коноплю, лен, делать льняное масло.
Нужна хлебопекарня.
В 88 году в Пожарище закрылся маслозавод, сейчас маслозавод закрылся и в Нюксенице. А ведь это Вологодская область. Если не здесь делать масло, то где же? Так что есть возможность возродить и эту традицию.
Мясо - разводить и содержать кур, 20-30 баранов для шашлыка- тоже возможность заработка и существования.
Можно организовать частную гостиницу для туристов. Но человеку, создающему ее, необходимо будет разработать себе план таким образом, чтобы гостиница каждый день была заселена. Нужно продумать, что показать гостям, даже если предположить, что в
Пожарище никто не поет. Места здесь прекрасные, поэтому гостиница может существовать в формате «Дом охотника» или «Дом рыбака». Возможны прогулки на лошадях, катамараны и т.д.
Возможно, это будет небольшое сообщество предпринимателей, завязанных друг на друга и работающих под единым проектом «Национальная деревня Русского Севера». Каждый сам решит, что он будет делать для этого проекта - один содержит гостиницу, другой - кафе, кто-то ателье по пошиву народного костюма… Люди нужны понимающие. Самостоятельная доля должна быть у каждого, но чтобы проект действовал, необходим общий поток.

Жилье.
Дома здесь огромные, бревенчатые, северные и выстроенные по старым традициям. Рассматриваются возможности строительства новых домов. Можно построиться самим. Действует программа - под жилищное строительство дают ссуды. Есть несколько домов, которые можно восстановить. Есть дома, которые продаются, по московским и Подмосковным меркам недорого. Но это не дача и не «перепродажа недвижимости». Если брать дом в деревне, в нем нужно и жить.

Социальные условия.
Есть школы - начальная и средняя. Здания кирпичные, с водой и теплом. Есть хороший детский садик. В трех километрах - фельдшерско-акушерский пункт. Больница и поликлиника - в Нюксенице. Сейчас в Пожарище живет 156 человек. Есть и молодежь, и дети.

Природа.
Места красивейшие. Воздух чистый - никаких производств на много километров вокруг. Рядом две маленькие речки - Норушка и Черная, в двух километрах - большая река Уфтюга. Есть пруд. Холмы, перелески, очень много грибов, ягод и зверья. Средние зимние температуры 10-15 градусов.

У Пожарища есть страничка в «Контакте». Называется «Национальная деревня русского Севера». Можно написать мне: natalyushko@inbox.ru. Поговорим, я расскажу, куда обратиться дальше.

Об Олеге Коншине и о Пожарище.

Из газеты «Хронометр» Вологда:
«Житель Пожарища Олег Коншин когда¬то приезжал сюда на каникулы к бабушке. Она и рассказывала внуку, как развлекались люди под Новый год, когда о телевизоре и слыхом не слыхивали.
- Я все рассказы бабули записывал, - вспоминает Олег Николаевич. - А после армии решил поселиться в Пожарище. И решил попробовать возродить здесь древние традиции. Людям понравилось, и теперь мы каждый год отмечаем праздники всей деревней».

Из газеты «Красный Север»:
«Шестнадцать лет назад местный житель Олег Коншин, тогда ещё совсем молодой человек, решил собрать последних знатоков местной традиции и воссоздать живую старину в современной жизни. Его поддержали представители старшего поколения - знаменитые на всю округу местные «песельницы». Так и появился здесь уникальный творческий коллектив «Уфтюжаночка».
С той поры выросло новое поколение - подростки 15-16 лет, которые уже не представляют, как это, к примеру, на святки не ходить по селу с рождественской звездой славить Христа, а в Пасху радовать окружающих приветствием: «Христос воскресе!». Для этих ребят абсолютно естественно надеть традиционный местный наряд, более того, они даже знают, как сшить его, и в чём тайный смысл и назначение каждой детали и узора.
Вот так и вышло, что во всех главных праздниках, которые бытовали в местной традиции от века, сегодня принимают участие три поколения жителей этого старинного русского села - старшее, среднее и младшее».

Из газеты «Труд»:
«"Уфтюжаночка" собрала более ста частушек, обрядовых песен, причитаний, колядок, русских народных плясок. Восстановлены десятки традиционных ткацких узоров, которыми мастерицы украшают свои сарафаны и фартуки. даже сборник выпустили по тканному ткачеству.
Олег добавляет: "Некоторые наряды мы сами шили - и сарафаны, и фартуки. Видно, они очень много трудились и очень берегли всю красоту. У нас вот дома остались от моей прапрабабушки янтари старопрежние - бусы янтарные. Раньше еще в каждом доме серебро было, и мы, по сравнению с тем, как раньше, бедно наряжены, хотя на всех фестивалях люди охают и ахают..."
Можно подумать, что село Пожарища живо только памятью о прошлом и старинными песнями, но это не так. В селе время от времени играются настоящие, а не концертные свадьбы, появляются на свет дети. В прошлом году четверо ребятишек родились, что для деревни в 150 жителей не так и мало по нынешним дням. И более всего в Пожарищах дорожат детьми и школой. Тут слышали, что где-то сельские школы закрывают и дивятся: "Дак это кто ж даст школу в обиду? У нас и старухи с вилами выйдут!"»

Олег Коншин и его фольклорно-этнографический коллектив «Уфтюжаночка» из деревни Пожарище Уфтюгского сельсовета Нюксенского района стали лучшими в номинации «Связь времен и поколений».

Руководитель народного фольклорно-этнографического коллектива «Уфтюжаночка» Нюксенского районного центра традиционной народной культуры Олег Коншин удостоен премии Правительства Российской Федерации «Душа России» за вклад в развитие народного творчества в номинации «традиционная народная культура».

ссылки, фольклор, этнография, фото, путешествия

Previous post Next post
Up