волшебная сказка и ее трактовка

Jun 03, 2009 09:27

Было три сестры, младшая дурочка. Старшая заблудилась в лесу и вышла к хатке на куриной лапке. Хозяином хатки оказался большой медведь. "Не бойся меня, - сказал он, - влезь мне в одно ухо, в другое вылезь". Она так и сделала и обнаружила у себя за пазухой ключи. Медведь велел ей отпереть дверь и приготовить ужин. Прибегает мышь и просит у девицы поесть. "Кто с тобой разговаривает?" - спрашивает медведь. "Мышка есть просит." - "Ударь ее ложкой". Ударила. "Теперь стели мне постель - ряд каменьев, ступу в голову, а жернов накрыться". Постель подготовлена, медведь лег, а девице велел бегать по комнате да звенеть ключами. Она бегает, ключами звенит, медведь лежал-лежал, да и бросил в нее жернов. "Жива еще" - отвечает мышка. Полетело полено. Убил медведь девицу и высосал кровь. Такая же участь постигла и вторую сестру. Третья сестра - дурочка так же попала к медведю. Медведь также велел ей приготовить ужин и стелить постель. Прибежала мышка и девица дала ей кашу. "Кто с тобой разговаривает?" - спрашивает медведь. "Никто". Когда медведь улегся, мышь стала за девицу бегать с колокольчиком. Медведь бросил жернов, мышка сказала "нежива". Медведь вскочил, стал искать убитую, не нашел и побежал в лес. Тогда мышка рассказала девице про старших сестер и дала ей ключи, у которых что ни попроси - все дадут, и проводила ее домой.

Волшебную эту сказку записал Афанасьев. А вот как ее трактует в своей книге "Слово почитателям древней культуры" (Изд-во "Тровант", Троицк, 1996) Н.Н. Сперанский:

Сказку можно рассматривать как кошмарную, но нам следует произвести ее анализ. Медведь - частый персонаж сказок - божество древних охотников, стоящее на грани мира людей и духов. Как обладатель жернова и кровопийца, он несет черты Перуна и Одина. Изба на курьей ноге повторяет образ избы Смерти, домовины, где оставлялись умершие предки. Вход в эту избу означает вход в мир духов. Две старших сестры погибают, на первый взгляд, просто по медвежьей жестокости. Жестокость, безусловно, есть, и по-человечески она понята быть не может. Эта жестокость обусловленна охраной клада, в данном случае ключей, у которых что ни попросишь - все дадут. Ключи от дверей в мир духов. Додумывая продолжение сказки, приходим к идее, что младшая сестра поставлена на путь доброй, живущей в уединении ведуньи. Она прошла инициацию, она сохранила свои нравственные принципы, несмотря на угрозы деспота.
То, что сестры про клад духов ничего не знают, не может изменить ситуацию, т.к. боги, (материалист, читай - "природа") не спрашивают человека, какими им быть. Ни медведь, ни мышка посвящать сестер в правила игры не считают нужным. Это игра, где люди выигрывают не на основе знания правил, а на основе своей психической организации, которая к началу игры уже сложилась.
Испытательная задача, в результате которой происходит отбор, является характерной для язычества и содержится практически во всех волшебных сказках. Обычно эта задача кажется испытуемому мелочью - дать мышке каши или ударить ее по лбу. Ситуация обычно благоприятствует провалу испытания. Провал может произойти либо вследствие страха, либо отсутствия времени, либо по другим причинам.
Кто ставит человеку испытательные задания? В данном случае испытательную ситуацию создал медведь. Но медведь не предвидел исхода, отличного от того, который был им усвоен. Задача оказывается не по его уму, он не догадывается о смысле игры. Может быть, главная - мышка? Нет, мышка поступает в рамках предписанных правил, она может обмануть, но управлять медведем она не может. Задача оказывается поставленной кем-то другим, и чья-то воля собрала исполнителей. В сказке об этом ничего не говорится, но мы видим, что эта воля решает человеческую судьбу.
По Геродоту, судьба славянам не ведома. Из сказки вытекает, что после определенного деяния нравственного характера, в котором герой волен, происходит событие, на которое повлиять он уже не в силах. Только после этого события становится задним умом понятно, что одно из деяний, где герой был волен - испытание. Эта ситуация повторяется в других волшебных сказках.
Результат испытания, очевидно, контролируется и представляет интерес для некоего высшего бога. Этот бог видит дальше божеств, представленных в сказке, и не обнаруживает своего присутствия напрямую. Таким образом, испытательные задачи ставит бог, который выше других, и он решает судьбу героя на основе его нравственного уровня. То, что он не обозначен в сказке напрямую, естественно, ибо самые важные силы и сущности древние славяне не называли поименно, будь то силы добра или зла. В лучшем случае использовали слова - имязаменители.
Нам известно, что в решающие моменты человеку стремятся помочь духи его предков. Они помогают своим, а свои распознаются по исполнению нравственного закона. Этот нравственный закон принадлежал и самым древним пращурам. Такая общность нравственного закона обязует искать его первопричину, которая приводит нас к богу Роду - сотворителю душ.
Бог Род был осознан жречеством Руси. Жрецы запечатлели характер деяний Рода в том, что ныне стало волшебными сказками. Смысл постижения этих сказок в единении с предками в нравственном законе, и через него в почитании Рода. Эти сказки священны. Из них следует, что верховный бог побуждает богов, людей и духов следовать установленным правилам бытия. Род наказывает и поощряет через богов и духов.

сказка, притчи, занимательно, этнография

Previous post Next post
Up