Итак, текст. Эх, жалко, фотографий много не напихаешь - места в ящике осталось с гулькин нос! Ну, да ладно. На словах...
Псков
Около 9 утра 31 декабря 2004 года фирменный поезд Москва-Псков благополучно высадил нас на платформу № 2 псковского ж/д вокзала. Вещи - в гостиницу, сами - гулять. Рядом с гостиницей - гордый Пушкин с озябшей, заснеженной Ариной Родионовной. По городу - храмы, храмы, храмы... Красивые! Белые, приземистые, и удивительно гармоничные в своей простоте. Вместо колоколен - звонницы, что замечательно. Тепло. С крыш течет последний прошлогодний стег. Река Великая широка и величественна. Частично восстановленные кремлевские стены. Рядом с Покровской башней поднялись, побродили. Как положено - варварские надписи на старой кладке, огрызки-осколки, но когда снежком припорошено - ничего, довольно чисто.
Берестяные сувениры и свистульки. Коллекцию свою свистулечную пополнила основательно.
Заказали экскурсию по Кремлю. Простуженная Елена Арнольдовна Чернышевская, кутаясь в куцый шарфик, честно за два часа отработала свои 450 рублей. Очень, между прочим, интересно рассказывала и даже неловко было отвлекаться, но как раз в самую кульминацию, когда посреди Вечевой площади решалась судьба независимости псковитян - присягать или не присягать Василию III? - выглянуло солнышко и такая красотища вокруг настала! Все 11 веков вдруг на нас оборотились - фотографировать и фотографировать!..
Потом, понятное дело, Поганкины палаты обошли, Детинец и Посад, и всяко-разно вообще. Городок уютный. Даже современные памятники - Ольге аж две штуки - вполне даже хороши. Правда, старые дома ветшают, харчо в кафешках готовят ужасно, а в гостиничном ресторане в новогоднюю ночь все только по спецобслуживанию для корпоративных клиентов, но в целом здорово.
Печоры
Очень странно смотрел на нас единственный местный житель, чудом очутившийся на автовокзале утром 1 января. В помещении вокзала витал сильнейший винный дух, нормальные люди, сомкнув оплывшие веки, сладко дремали лицами в оливье, а мы как раз наоборот, выползали из автобуса и медленно брели по пустым улицам г. Печоры к монастырю.
Псково-Печерский монастырь настолько богат всем и вся, что не стану даже пытаться описывать его чудеса. Вот здесь о нем официально:
http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/russian/chronicle/А субъективные ощущения таковы.
Монастырь расположен в «перевернутом колоколе». Словно в земле возникло специальное такое место, в котором непременно нужно было ему, монастырю, обосноваться.
Воздух совершенно особенный. Чистый, прозрачный, сам проникает в тебя, очищает и создает ощущение необыкновенной радостной легкости.
Нас там ждали. В пещеры, оказывается, вход ограничен - волнуются за микроклимат, там температура всегда одинаковая, + 4 градуса, но именно в момент нашего появления, откуда ни возьмись, объявился монах с несколькими такими же ненормальными, как мы, паломниками. И их, как раз, в пещеры пропустили. И нас заодно. Никаких экскурсий мы не заказывали, и о пещерах-то, в общем, случайно узнали, ан вот, сразу - заходите, смотрите...
Самое потрясающее ощущение во время прохода по подземным лабиринтам. Словно по воздуху идешь. Темно, в руке свеча, а под ногами - пух. Песок настолько мягок, будто просеян. Наступаешь в «облако». Никакой затхлости, хотя захоронений несколько тысяч. Чувствуется явное присутствие кого-то еще: за нами определенно наблюдали и прислушивались к нашим негромким разговорам. Чудесам исцеления, покаяния и всему, о чем рассказывал монах, веришь безоговорочно, потому что... потому.
Старцы... Да... Даже не знаю, что о них и написать. Прикладывалась к мощам усопших, чувствовала, что живущие - где-то здесь же, в кельях, в многолетнем своем добровольном святом затворничестве.
Мелочи радовали. Большой сугроб с табличкой «Снег для вертепа». Солонка можжевеловая, душистая до головокружения. Вода в источнике кристально чистая, без всяких запахов и привкусов. Ангел на стене. Невидимая карета за покрытыми изморозью стеклами - экспонат, подаренный монастырю самой царицей, которым монахи, почему-то, особенно гордились...
Время и пространство - свое. Были в монастыре часа четыре не больше, показалось - несколько дней. Еще приеду. Зимой непременно. Это такое зимнее место.
И нужно будет обязательно фотографию иноку Валентину отослать. Просил.
Изборск
На полпути из Печор в Псков остановились в Изборске. Крепость такая. Ну, что сказать? Древность величайшая. Вид со стен - уму не постижимо! Впервые, кстати, поняла, что такое настоящая неприступная крепость. Высоченный холм, дали дальние, стены крепкие, башни...
В храме батюшка хороший. Небритый такой, осунувшийся, в рясе штопаной. «Откуда сами-то будете?» - «Из Москвы». - «Ну, и как там Москва?» - «Да шумно, грязно... Не то, что у вас.» - «А Псков как?» - Он, похоже, в Пскове в последний раз не помнит, когда и был. Хотя езды - километров тридцать. «Батюшка, позвольте икону сфотографировать!» - «А вы ее не выбросите?..» О необычной иконе я уже писала. И фотографию публиковала.
Хотя вообще, не христианское здесь место. За рюриками-труворами угадываются глуби постарше. Мифический Словенск. А до него - неолит, первобытные стоянки. В самую мне жилу как раз. Язычество.
Про санки-финки тоже писала. Хороший такой мужичок на саночках встретился. И пацаны по горкам на таких же финках катались - весь город на холмах.
Да! С дороги мы сбились, так нам один хозяин указал, как к станции пройти. Что за хозяин! «Басовитый потомок Трувора, синеглазый изборский мужик...» Это я сама придумала. Чистая правда - абсолютный такой васильевский персонаж к нам вышел, от рубки дров оторвавшись. Белокур, широкоплеч, глаза васильковые в пол лица, ликом - прямо Зигфрид, и басом так промолвил: «Не люблю кричать...». Колорит, едренть!
Обратно никак уехать не могли. Автобусы и маршрутки - в год по расписанию. В местной столовке грелся одинокий бомж-туберкулезник и скучала несчастная буфетчица, вынужденная дежурить 1 января. Буфетчица молодец: честно отказалась продавать нам вчерашний салат. Обошлись бутербродами с зеленой колбасой. Долго шли пешком вдоль дороги. Темнело. Никто не хотел останавливаться. Деньги людям не нужны. Наконец поймали доброго дядьку на жигулях. Добросил до самого Пскова, в котором, к тому времени, подморозило, а мы за день тоже продрогнуть успели, поэтому вкусный рыбный ужин и горячий чай с лимоном в первый вечер 2005 года оказались в самый раз.
Официально про Изборск здесь:
http://www.towns.ru/towns/izborsk.html Новгород
Славный город Великий Новгород распростер нам свои мокрые объятия 2 января 2005 года. На все про все выделялось нам часов пять - автобус из Пскова прибыл где-то в час дня, а музеи по-праздничному закрывались до темноты. Вот и пришлось галопом по европам: Кремль - Софийский собор - памятник тысячелетию России - на мосту ветер жуткий, стена кремлевская опять гадостью всякой расписана, но все равно красотища! - Торг - храмы - три раза обежать вокруг церкви Параскевы Пятницы, чтобы «жениха привадить» - восхититься Никольским собором - свистульку очередную купить (голубицу, конечно же, потому как на кресте Софийского собора - голубь застывший) - бегом на автобус до ВитославЛиц - автобуса, как на грех нет - частник за бешеные деньги - в Витославлицах избы, оказывается, уже закрыты, потому как до четырех, а уже, как раз, две минуты пятого и толстая баба в кокошнике с веником наперевес никак не желает понять, что мы аж из Москвы приехали, что нам только на минутку заглянуть, что завтра приехать не можем, потому как сегодня прямо уже уезжаем - так, зараза, и не пустила - быстрый обег памятников деревянного зодчества - смеркается - успели в музей крестьянского быта, где много всякой интересной всячины - еще немного храмов и изб - автобус - улица «Газон» - ужин - вокзал - поезд - хамоватая проводница в сидячем вагоне - маета до утра «ногу в трубу, руку в окно» - Москва! Приехали! Уф!
Ощущение такое, как словно в экскурсионном автобусе мимо чего-то интересного за пять минут проехали, что-то едва-едва в окошко увидели, и укатили. Успокаиваю себя, что была это разведка боем. Сюда на недельку нужно, чтобы хоть что-нибудь увидеть.
Все. Харэ пока. Ну, что, теперь текста не мало?