Это был уже третий питерский фестиваль "Слава казачья", организованный тамошним ансамблем "Братина". Я туда приехала впервые, по Валиной протекции. За что ему еще раз большое человеческое спасибо. Очень много всего за четыре дня услышано, увидено, впечатления самые разные и не только фольклорные.
Буду писать отрывочно и сначала, все-таки, о самом фестивале
Сильнейший состав участников. Во-первых, сама "Братина". Впервые внимательно послушала ее вживую. Теперь, когда уже с людьми знакома, и слушается всё иначе. Писала уже однажды, что терская традиция для меня жестковата, но не оценить соловьиного голоса Игоря Петрова, дишканта Юрия Чиркова, пляски с саблей Юрия Тарарики, окладистую бороду Юры Беспалова невозможно. Кстати, от замечательного ювелира и, по совместительству, участника ансамбля "Братина" Юрия Беспалова у меня теперь, в добавление к аутентичному ожерелью с серебряными вставками и бусинами, есть не менее аутентичный браслет. Бронзовый, с орнаментом XII века, на булавке с шариком. Вещь очень красивая
Так вот, во-первых, "Братина". Во-вторых, "Казачий круг". Еще: "Бузулук", дедушки и бабушки - казаки некрасовцы, три мощных семидесяти-восьмидесятилетних деда из Уманской - ансамбль "Казачьи напевы", голосистые тетеньки из Оренбурга - ансамбль "Перегода", хутор "Кубанский", хутор "Ленинградский", молодежь из Астрахани - ансамбль "Раздивье"... Даже первых четырех названных было бы достаточно для полного, что называется, удовлетворения
Залы! Чирков молодец - казаки пели в самых лучших залах Питера. В четверг представление фестиваля проходило аж в Ротонде Мариинского дворца! Когда бы я еще там побывала. Всё там такое помпезное, отреставрированное, торжественное, имперское. Золото, паркеты, парадные лестницы... Просто-таки плюнуть некуда. Даже теряешься малость в таких декорациях.
Семинары, мастер-классы и малые концерты проходили в большом зале Государственной библиотеки. Тоже место не последнее. Строгие милиционерши при входе выдавали специальные визитки на веревочках, рюкзаки не разрешают проносить
А главный воскресный гала-концерт прошел в питерской Капелле. Акустика офигенная! Орган, все дела... В ложе депутаты сидели. Встретила среди зрителей
zahmuh с очаровательным наследником Корнеем Захаровичем. Впервые, по темноте своей, увидела в партере "диваны" - ряды специальных кресел вдоль стен. Капелла - хороший зал.
Побывали мы на двух из трех семинаров Игоря Петрова, вокального руководителя "Братины". Запомнилось: "Мы сильны слабой долей";. Казачьих традиций пения было двенадцать. Фольклорное пение - это выхлоп. Когда сил на разговоры после работы уже не было, люди начинали общаться звуками и интонациями. Мужское пение - на выдохе, как топором дрова колют или кулаком морду бьют. Хорошо было работать с ритмом и петь в движении - во время шагов, в "шене", в "ручейке", ритмом много занимались... Разучивали "Конь боевой с походной вьюкой", только голоса уже забылись. Хорошо, что записала на подаренную машинку. Слушать буду обязательно. Вообще, Петров оставил очень славное впечатление. Ходить на московские семинары я к нему, видимо, все-таки, не буду, но при случае с удовольствием пообщаюсь и послушаю.
Яша Иванов из "Бузулука" танец показывал, но мы не были в это время. Как водится, самые интересные песни звучали не на концертах, а вечерами - в гостинице, где ансамбли жили, и на последних посиделках в центре "Братины". Мы в гостинице не жили, поэтому попали только на один вечер со всеми. Но тоже кой-чего записала. А вот о чем жалею страшно, что не достала диктофон во время прощального застолья у "Братины". Там некрасовцы пели свою полную версию "Белой рыбы". Куплетов сполсотни, не соврать! И такой сюжет там разворачивается! И к корабличкам потом приводит. И с героиней этой, которая гусей пасет, всякие приключения там случаются. Напомню, кто не знает: казаки-некрасовцы - это уникальная этническая группа казаков староверов, волею судьбы на триста лет покинувшая Россию и жившая в Турции. Не ассимилировались, сумели сохранить язык, традиции, костюмы, старинные имена и образ жизни. Конечно, турецкое влияние чувствуется и в нарядах, и в мелодиях их песен, но то, что они пронесли через века и практически незамутненным передали нам, вернувшись в Союз в шестидесятых годах, есть сокровище великое. Старички и старушки из нынешнего ансамбля сами родились и детство провели еще в Турции. Маленькие все такие, добрые, интересные. Фотографии будут - ссылку обязательно дам. Евлампий, Феодосия... Надо бы имена еще уточнить
Ну, что еще? Как поет "Казачий круг"; тем, кто хоть раз слышал, рассказывать не надо. Как поет "Бузулук" - тоже. Силища. А уж когда в конце концерта все ансамбли выходили на сцену и стекла в окнах дрожали от "По горам кавказским..." или от "Камышинки", тут уж вообще внутри всё переворачивалось
В общем, хороший фестиваль. А казалось бы, при чем здесь Питер? Ну, разве, стояли когда-то кубанцы, государя-императора охраняли.
Про барахолку и музеи читайте тогда в следующем посте.