25 декабря 2005 года я примеряла свой первый сарафан и свою первую завеску. Верхнеокский комплект, сшитый чудесной
oxalis. Волосы только подобрать надо было. Но уж ладно, тогда ещё была незамужняя, допускается:
С тех пор у меня появилось некоторое количество комплектов традиционной одежды. Сейчас покажу.
Чтобы оценить по-настоящему традиционную одежду, на неё не надо смотреть. Её нужно носить. Хотя бы некоторое время попробовать походить в настоящей льняной, конопляной, крапивной рубахе, в понёве, в сарафане, в парочке, всё правильно затянуть и завязать. И будет понятно, что "красиво" - это не совсем то слово, которое к традиционной одежде, даже праздничной, походит. Эта одежда достаточна, поэтому красива. Как красив цветок или красиво дерево - потому что они достаточны. В них всё имеет смысл. В природе - каждый лепесток, каждый изгиб листа, а в традиционной одежде - каждая деталь, каждая ниточка, каждый шов, каждый крестик в орнаменте для чего-то. Андрей Сергеевич Кабанов нам говорил, что народная песня не придумывается, не сочиняется, а становится. Вот и традиционная одежда тоже не модельерами выдумывалась, а становилась поколениями. В разных поколениях наверняка пробовали: а если здесь подлиннее сделать? Нет, не удобно. А если рукава покороче? Нет, холодно. А верёвочки пришить в другом месте? А вот это ничего, это можно попробовать. Сшила, дочери передала, та - внучке. Внучка новую рубаху выткала, сшила, верёвочки пришила там же, где бабка. И пошло так дальше по роду. Другие смотрят - гляди ж ты, подходяще, можно перенять. Тоже берут на вооружение. А что не подходит - само собой отомрёт. Останется суть. Удобная и правильная. Традиционная одежда функциональна. Функции не только в сохранении тепла и прикрытии наготы. Одежда даст тебе дышать в жару, а в холод согреет, расскажет о тебе то, что надо, а что не надо - сокроет, защитит от видимых и невидимых, позволит и поработать, и отдохнннуть, выдаст замуж, даст выносить, родить и поднять на ноги ребёнка, достойно проводит на тот свет. Для каждого случая будет своя оптимальная одежда. Для каждого климата, для каждой географии - своя оптимальная одежда. Вот я московитка, корнями из восточного Подмосковья. Нарядки точно моей традиции - Московской, Владимирской - у меня, увы, пока нет. Ближайшая как раз получается Верхнеокская, которую мне Оксана сшила. А жизнь так складывается, что собираются с разных сторон ещё и другие традиционные одежды. Я этому радуюсь.
Лайт-версия, без платка, без завески, стыдоба, одно слово:
Это казачий кубелёк. Терский. Шёлковый. С подъюбником. Оля Фомина шила. Пояс кавказский, антикварный. Бусы тоже не просто так - туркменское серебро. Шлычка там на затылке, на куцем моём пучке. Шлычка тоже шёлковая. А кружева на голове елецкие:
Это в Никольском районе Вологодской области во время волшебной экспедиции с "Русскими началами" в селе Борок мне бабушка подарила парочку:
Эту красоту мне Татьяна Валькова на свадьбу дала напрокат. Свезло мне! Не моё, но не могу такое богачество пропустить:
Белгородский наряд, этнография, благодаря Алле Соловской у меня такая красота есть. А фартук мама сшила и вышила. Вышила, правда, не совсем аутентично - масштаб не соблюла. Это я виновата: распечатала ей орнамент, а какого он должен быть размера, не показала. Получился крупноват. Но всё равно хорош:
и кафтанчик ещё белгородский впридачу:
Масляничные одёжки. Кафтан шила по этнографическим образцам Катя Черноок, а вышивала моя мама:
А это моя крайняя нарядка, Уфтюжская. Сарафан из домотканины, которую специально для меня соткали в Пожарище. И браное ткачество для рубахи, для фартука тоже в Пожарище выткали: