Немножко словоблудия про мир идей.
В крайнем проекте Заповедника тема была объявлена классная: "Огонь, вода и медные трубы". И с того момента, как я решила под это дело придумать сказку про железную дорогу, не отпускает меня Щербаковская песня "Москва - Сухуми".
Я её полностью наизусть воспроизвести не могу. Только кусочками. От того ещё чаще эти кусочки всплывают и проигрываются в голове, обсасываются, смакуются. Когда слушаю сам оригинал, вернее, варианты оригинала - концертные, с диска, - и когда сама напеваю, я слышу совсем не то, что поётся - с шумами, с разными "не теми" иногда нотами и "не тем" порой гитарным боем. Я слышу образ песни. Идею песни. Которая давным-давно уже сидит в моей голове и совершенно не связана с конкретным исполнением в данный момент в данном месте. Исполнение просто включает внутренний "проигрыватель", налаживает канал с этой самой идеей, которая, видимо, где-то ещё, помимо моей головы, отдельно существует.
Вот теорию Платона про мир идей легче принять не на примере вещей - "идея стола", "идея стула", и, как ни странно, даже не на примере музыки, а именно на примере песни, где сочетаются две, или даже три составляющие - текст, музыка, голос. То есть, или сразу после написания, или во время написания, или, кто его знает, ещё до написания рождается Идея песни. Эталон с идеальным сочетанием слов, музыки и правильного голоса, включающего в себя и правильное человеческое отношение к песне. А уже в процессе художественного воспроизведения исполнитель или даже сам автор уже в роли исполнителя пытается следовать тому самому сверкающему идеальному графику высот, частот и интонаций. Как в детских прописях - пунктиром прописан рисунок, путь, а ребёнок движется по этому пути простым карандашом. В случае песни - сразу тремя разноцветными карандашами. Где-то с линией совпадает, где-то сбивается, но в целом так или иначе выдерживает направление. Чем лучше выдерживает, тем лучше. След карандашей потом может стереться, а пунктир всё равно останется.
Идея песни не имеет отношения к нотным записям. Или к записям текста. Это гораздо больше. Это нечто объёмное и многосодержательное. Чем лучше, глубже песня, тем объёмнее, больше её идея. У древних народных песен - огромные "идеи", образы. Иногда внешне не яркие, даже невзрачные, но огромные, глубокие, полностью вряд ли каким-нибудь одним человеком осознаваемые и способные воплощаться. Только общностью людей, каждый чтобы по чуть-чуть понимал и воплощал, опять-таки, в процессе художественного исполнения. Если хотя бы краешком себя прикоснуться к этой огромной идее, уже чувствуешь себя в потоке, в каком-то облаке, под волной особой энергии, поля... Невозможно найти слова, чтобы передать это чувство непосвящённому человеку, но тот, кто пережил, обязательно согласно кивнёт .
В редких авторских песнях тоже содержатся большие идеи. То есть в мире идей эти песни тоже большие, многоцветные и многогранные, гораздо бОльшие, чем в окружающем нас мире. Здесь, правда, особая тонкость. Авторской песне иногда необходим достойный исполнитель, который добавит её идее объёма. То есть идея авторской песни ещё способна трансформироваться. Фольклорной песне этого уже не нужно. Она уже сложилась, состоялась. Если фольклорную песню попытаются испортить плохим исполнением, её идее это не навредит.
Так вот, многие песни Щербакова в мире идей - огромные. Мне так кажется. Эта в их числе.
http://myzlo.info/poisk/%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB%20%D0%A9%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0%20%D1%81%D1%83%D1%85%D1%83%D0%BC%D0%B8