Как долго пишется этот пост! Уже дней десять, наверное. С перерывами, в несколько подходов, с правками и дополнениями… Вот уж и вернулись, а всё никак не допишется. )
Мы традиционно съездили на Троицкое Заговенье в Пожарище, деревню в Нюксенском районе Вологодской области, далёкую и прекрасную. Приехали 6, уехали 21 июня. В нашем доме жили в разное время от двух до одиннадцати человек: Валя-Аня-Наташа Х., Лёша Ф. - Марина Т., Саша-Наташа-Аня-Егор П., Паша М., Света Р., Ира Б.
На фото не все.
Северная погода капризная. С утра шесть раз переменится. То пригреет солнышко, с коротким рукавом ходишь, благодать. И тут же ветер как задует, да студёный, арктический, бррр! кутаешься в куртку, Аню застёгиваешь на все молнии, платок покрепче перевязываешь. Дождиков по пяти на дню, тучи, радуги, по горизонтам такие облачные феерии, что хоть с фотоаппаратом, хоть с мольбертом ходи. А у нас ни того, ни другого. Так любуемся. Первую неделю тут мёрзли неподецки, но всё равно любовались и радовались. Красиво! Правда, по ночам было совсем уж холодно, ниже десяти градусов. У нас-то котёл да печка, нам чё, а местные тётеньки вздыхали: огурцы не вызревают. Зато комаров сдувало. Мошка по вечерам малость докучала, особенно с высокой травы поднималась, когда ребята косили. А теперь и потеплело, так и вообще хорошо.
12 июня уехали Паша, Саша, Наташа, Аня и Егорка. А до них ещё Свету проводили. А до неё Лёшу, Марину и Иру. Вот сколько у нас гостей в этом году было. Рада, что славное семейство Полищуков задержалось до двенадцатого, а Паша так и до двадцать первого, с небольшим перерывом. Хорошо эти дни прожили.
Жизнь тут степенная, но интересная. Что ни день - события чудесные и необыкновенные.
Под катом туча фотографий и много текста не только о празднике.
Приехали в этот раз на поезде до Костылево, а оттуда на синем фольксвагене, который в Тарноге заранее Валя заказал, до самого дома. Очень комфортная и быстрая оказалась дорога. Гораздо легче переносится, чем на машине. И не заметили - ночь в поезде, потом два с половиной часа на машине, и дома. Колесо только по дороге водитель заменил, спустило. Но по деньгам, конечно, плацкарт плюс за микроавтобус (нас в машину шестеро всего, плюс вещи), что-то набегает.
Разместились, и уже через пару часов Мангалчи со Светой-Пашей-Ирой подъехали.
Это всё в субботу, 6 июня. И в этот день мы пропустили, оказывается, интересного много. Во-первых, в Пожарище установили памятный крест и была служба, батюшка из Нюксеницы приезжал. На этой службе, вернее после нее, когда местные жители стали говорить, выступать, случилось два знамения - радуга над крестом и журавли пролетели, а два из них даже к людям ближе спустились. В ЦТНК это всё на фотографиях зафиксировано. Удивительно! Журавли к людям обычно не подлетают. А тут словно предки поприветствовали своих.
Потом был крестный ход в Заболотье, где удивительной чистоты родник бьёт. Одно время родник пересох, прошлой осенью не было в нём воды, а сейчас идёт сильный поток. Родник хорошо оборудован - сруб над ним, внутри всё очень душевно и аккуратно. Батюшка просил купальню сделать. Это, говорят, сложновато, потому что место сырое и яма быстро сама водой наполняется, не родниковой, а болотной.
Заболотье - третья деревня в кусте деревень, которые раньше были в одном колхозе и в которых как раз проходил праздник Троицкого Заговенья: Пожарище, Кокшинская, где наш дом, и минутах в пятнадцати ходьбы от Кокшинской - Заболотье. Только теперь там всего два дома осталось. Питерская женщина живёт и пасеку держат. А раньше большая была деревня. Жалко. Но вот родник там хороший, да. Вода чистая и совершенно живая. Чище воду я только на Алтае в горных реках пила. Но там энергия у воды другая. Здесь спокойнее.
Это как раз на роднике Саша снимал.
Вот, значит, тот крестный ход мы тоже пропустили. А народу на нём было очень много! Из Нюксеницы люди приехали, из окрестных деревень.
А вечером прошел концерт. После него молодёжь костёр жгла и сама со всякими играми-плясками отжигала. Это мы чуток посмотрели. Часть коллективов приехала за день до основного праздника, вот они и выступали.
Всего в этом году на праздник собралось больше четырехсот человек! Много!
В воскресенье состоялся главный праздник.
На фото выше, кстати, Олег Николаевич и женшчыны пожарищенские первым рядом мимо нашего дома проходят.
Это уже ряды из Пожаришша пришли в Кокшинскую, и там на полянке гуляют. А потом обратно пойдут, дак.
Общая трапеза снова на большой поляне в Пожарище.
Обратите внимание, как у Валентины Изосимовны платок "домиком" повязан. Под низовочкой - рожки, как положено.
Справа - Арина, хорошая девочка, которая с Анютой нашей дружит и нянчится с ней уже не первый год.
Бабушке, которая у микрофона, девяносто три года. Специально на праздник приехала с ансамблем. Из Тарноги, если не ошибаюсь.
Всё опять было здорово. Желающие могут по метке "Пожарище" пролистать мой ЖЖ и почитать-посмотреть, как проходил Пожарищенский праздник в 2007, 2009, 2010 и в другие годы. Мне-то есть, с чем сравнить, поэтому позволю себе несколько наблюдений. Чем Троицкое Заговенье-2015 отличается от праздников прошлых лет.
Проходка рядами, мне показалось, была короче, чем обычно. Самих рядов, в смысле фольклорных коллективов в проходке участвовало меньше. Хотя на праздник их съехалось очень много. Кто-то остался слушать вологодские ансамбли в фиолетовых сарафанах и пластмассовых кокошниках, которые на сцене на поляне продолжали петь военно-патриотические песни, кто-то ещё в субботу во время крестного хода своё прошёл, кто-то успел выступить в пятницу-субботу в Нюксенице и в Пожарище на первых концертах, поэтому в ряды встали не все.
В этом году, мне показалось, было особенно заметно разделение участников праздника на «два мира - два шапира»: аутентичные этнографические коллективы сильно отличались от представителей "народных хоров" в одинаковых костюмах с бахромой и странными висюльками, натужной манерой пения и особым "ДэКашным" репертуаром. Не то, чтобы они уж такие плохие, эти народные хоры, просто другие. Тоже поют, тоже стараются, душу, наверное, вкладывают, а как те фальшивые ёлочные игрушки, не радуют. Те ансамбли, которые Олег Николаевич представлял, с настоящими девяностолетними бабушками, такими трогательными, такими настоящими, с ребятишками в чудесных пестрядных рубахах, девчонками в домотканых сарафанах и фартуках, со звонкими голосами и удивительной красоты песнями, с гармонистами и плясуньями, разительно, конечно, контрастировали с областным официозом, который так долго не желал уходить со сцены.
Но это всё ладно. Всё равно праздник состоялся. И ярмарка была, и мастер-классы на ней по расписным пряникам, бересте, плетению, гончарному делу и разным другим занимательным рукоделиям состоялись, и хороводы водили, и качули не пустовали, и в Кокшинской поляна гудела - играли-пели во всех концах. А потом за общими столами сидели, пили-ели-пели. В больших котлах на открытом огне - каша, суп, плюс у каждого коллектива, у каждой бабушки своя корзинка со снедью. Пивцём всех обнесли честь по чести. И нам досталось по глоточку. И мы, рождественцы, тоже сидели за дощатым столом со своими картошками-огурцами, пили-ели, дети на траве резвились, колодезную воду хлестали, комаров кормили. Было хорошо.
Вот официальные сведения о празднике:
«Главный участник праздника - ансамбль «Уфтюжаночка» деревни Пожарище, которым много лет руководит Олег Николаевич Коншин. На его приглашение отозвались коллективы из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Ростовской области. Гостями фестиваля были более 500 человек из различных уголков России: ансамбли из г. Санкт-Петербурга - «Домострой», «Горница», «Василиса»; коллектив казачек «Лазоревый цвет» с хутора Астахов Ростовской области, фольклорные ансамбли Вологодского государственного педагогического университета, ДШИ № 4 г. Вологды, клуба «Феникс» из г. Череповец, и многие другие.
Песни, гармони непрерывно звучали в течение всего праздника. Было проведено три концерта: «В кругу друзей», «Россия, Русь, храни себя, храни!» и заключительный Гала-концерт».
Пожарищенцы, как водится, за три дня выложились по полной программе. Молодцы. Честь им и хвала.
Теперь по чуть-чуть о том, что мы тут все другие дни кроме праздника делали.
Пекли в печке пироги. И взрослые - Саша, я, и дети - Аня большая, Аня маленькая, Егор хорошо помогали. Напекли с капустой, с вареньем и плюшки. Хорошие вышли пироги, румяные. Только те, что на кирпичи попали, когда противень в печку на два кирпича ставили, чуть не пропеклись снизу. Надо иметь в виду на будущее - приспособить для противня другую подставку.
О том, как готовили рыбу на лаптях, я вот
здесь уже рассказывала:
Паша, Света и старшая Аня ходили пешком до Уфтюги. Под дождями вымокли, но вернулись довольные, даже искупались, хотя день был прохладный.
Потом уже мы втроём - Анюта, Паша и я, - другой дорогой к речке выходили. Покороче, но мимо помойки и подход к воде хуже. А уж до Норушки и до родника в Заболотье мы все по несколько раз догуливали. С малышнёй-то особенно не разгуляешься, да ещё в такую погоду, но мы старались. Саша как-то организовал обед «на воздусях» - на недостроенной веранде недостроенной бани. Душевно чайку попили.
Аня старшая ходила в гостевой дом и ткала половики вместе с тётеньками из ансамбля «Василиса», г. Пушкин, под Питером. «Василиса» тут, в пожарище, уже не в первый раз гостит и учится. Половик у Ани получился красивый, аккуратный. Она его домой забрала. Умница.
Наташа, Паша, Валя и я ездили в деревню Заборье к бабушке, которая лечит, Лидии Анатольевне. Я сама у неё не лечилась, только координаты узнала, поэтому подробности рассказывать не вправе. Скажу только, что бабушка настоящая, местная, деревенская, 83 года ей. Привозят к ней детишек, взрослые ездят, и даже домашним животным некоторым помогает. Это уж мы не понаслышке знаем. Лечит и руками, и водой, и углём, и дымом, и молитвой. Когда Валя приехал, мы Лидию Анатольевну к нам домой три раза привозили, она Анюту купала, тоже не просто так, а с приговорами, со специальной водичкой, с особыми целительными манипуляциями. Может быть, потом расскажу, как это было. Травок нам душистых надарила, банку воды наговоренной дала, рассказала, как чего делать. А денег не берёт. Только угощениями с ней расплачивались, и то отказывалась, как могла. Вообще всё с ней как в сказке. Здесь многое так, но Лидия Анатольевна - особый какой-то случай, фольклорный элемент совершенно. Волошебница настоящая. И глаза у неё такие... сказочные. )
Это Анюта с бабушкой Лидой как раз после очередного купания.
Один вечер мы-таки попели хорошо с Наташей-Сашей. Для себя, вечерком, за столом. Здесь не все песни поются. Вот «Разлилась речка быстрая» очень в тему оказалась. «Ягодка», почему-то, меньше. «Рощица» хорошо пошла. И на удивление «Голымба», хотя за столом её петь было странно.
Слушали экскурсии по деревне. Детей то и дело в Пожарище привозили то из Городишны, то из Лесютино, то из Питера… А экскурсионный маршрут как раз мимо нашего дома проходит, потому что соседский дом Нины Серафимовны является, на минуточку, памятником архитектуры Вологодской области. Я сама кое-что узнала от Сони, чего раньше не слышала. И о избах, и о амбарах-ледниках-банях, и о природе местной.
Заходили несколько раз в ЦТНК и в Гостевой дом. И у себя мало-мало гостей принимали местных. Немного, но заглядывали тоже.
Героические Лёша, Саша и Паша выкосили нам в несколько заходов весь бурьян вокруг дома. А Марина и Света в первые дни, когда ещё не уехали, всё на тот момент скошенное в кучи собрали.
Ездили мы к разным речкам, заезжали в брошенные деревни, и на кладбище местное ходили с Анютой, и к роднику в Заболотье, и к остаткам заветной сосны прикасались, и так гуляли.
Пили парное молоко и брали непередаваемой вкусноты творог у душевной продавщицы Любы. А в ЦТНК накупили хорошего иван-чая. В правильном месте собранного и правильно на печке сферментированного. Мороженое, конечно, Вологодское тоже не забывали.
Несколько дней после 12 июня, когда Саша-Наташа-Егор-Аня уже разъехались, Паша в леса ушёл, а Валя ещё не приехал, прожили мы в доме вдвоём с Аней. Шороху она мне дала, а работать не дала совсем.
Через три ночёвки Паша возвратился, сделав круг, и повторив в улучшенном варианте зимний лыжный Рождественский маршрут. То есть наши героические мужчины и одна героическая женщина зимой ходили несколько дней в пожарищенских окрестностях в лыжном походе, пережили массу катаклизмов, на одной стоянке забыли дуги от палатки, но точку на джипиэсе отметили, и вот Паша летом к этой точке чудесным образом пришёл, дуги нашёл и ещё более чудесным образом вышел обратно к нам, с двумя клещами в теле, вымоченный ливнями, высушенный ветрами, усталый, но не побеждённый. И тогда уже мы стали втроём дожидаться Валю, который спустя день и приехал, совершив сложный транзит Москва-Высокиничи-Москва-Питер-Москва-Высокиничи-Москва-Хотьково-Пожарище. Именно в такой последовательности, галопом, подряд. Анюта сильно по папе соскучилась, даже плакала, всё время играла, что ему по телефону звонит, а уж когда приехал, радости предела не было!
Как Валя приехал, стал он тут же доделывать баню. Закрывать крышу баннерами и запускать в мытной котёл, чтобы можно было зимой мыться, а то зимой душ-то уже не работает, а местные бани, откровенно говоря, у бабушек так себе. Как-то здесь банная культура не очень сформирована. Паша Вале помогал - держал, где надо, прибивал что надо, таскал куда надо. Очень иной раз его помощь оказывалась кстати. Котёл вхолостую запустили, выжгли всё лишнее, а воду вскипятить уже не успели. Бабушка Лида так Анюту все три раза и мыла у печки в детской ванночке. Хотели хоть раз в новой бане помыть, да вот не случилось. Но и так хорошо вышло. Теперь зимой совсем другая жизня тут пойдёт).
21 числа отправились в Москву, прихватив с собою Любу, но уже другую, не продавщицу, а бывшую сотрудницу пожарищенского детсада, будущую злотошвейку. Люба на паломничество в Оптину пустынь собралась. У нас в Москве переночевала и сегодня утром вот я её на автобус до Козельска проводила. Если всё сложится, как Люба задумала, то в Оптиной пустыни она научится вышивать «по-церковному», и будет работать при нюксенском храме. По-фольклорному-то она вышивать уже умеет. Очень воцерковлённая, очень православная женщина. Простая, душевная. Пусть всё получится у неё.
Ну, вот, а мы пока дома, в Москве. А Анюта у Татьяны Богдановны в Хотьково на недельку осталась. Землянику есть. Так и съездили. Спасибо всем.
Очень заметно, когда приезжаешь с Вологодчины после долгого там пребывания, как мы все тут акаем, в Москве. )
В посте использованы фотографии Валентина Харпалева, Павла Матасова, Александра Полищука, Светланы Русаковой, Натальи Харпалевой.