Значиться, продолжаем разговор…
Воскресное утро началось с уже знакомого «Бум-шмяк», хотя и не такого сильного как вчерашнее. Посидев на койке, подолбившись макушкой о верхнюю и поняв, что оверштага таки сегодня не будет, я спокойно уснула - ну, как спокойно - прыгуче-спокойно. Бум-шмякали мы даже дольше, чем я отсыпалась, так что я вполне успела хорошенько позавтракать, собраться и… мы вошли в бухту Савилахти. Я, надо сказать, в этих местах бывала (как раз на «Морском охотнике» и бывала, правда в бытность его «Меркурием») так что местность сразу узнала. Это бухта недалеко от Лахденпохью. В советские времена бухта была полигоном научно-исследовательского минно-торпедно-трального института (ЦНИИ "Гидроприбор"), неподалеку располагалась в/ч 31303.
Ярославец по обыкновению пришвартовался к понтону, так что измученный качкой народ смог пройтись по твердой (абсолютно твердой! Железобетонной!) почве. Чего-то не хватает… Чего-то не хватает… А! «Наяды»! Как выяснилось позже, «Наяда» водоизмещение которой гораздо меньше, не рискнула двигаться дальше в штормящем море и вернулась в порт: жаль, но часть команды так и не нырнула.
Однако, бухта немножко изменилась. Воды в этом году прибавилось, даже надстройки «Севастополя» не видны!
Ну, раз таки ныряем, расскажу немножко о «Севастополе», в прошлый раз я его с трудом видела - видимость была этак сантиметров тридцать, но все-таки…
«Севастополь» - Севастополь - это опытовое судно, длинной примерно 60-70 метров, на палубе расположен авиационный (воздушный) двигатель, оснащен дизельным двигателем. Судно обладает ярко-выраженными надстройками, оснащено электрическими лебедками. На корме по прежнему легко читается надпись: "ПС-1-163. Севастополь", 1979 год (хотя по некоторым данным, в бухте должен был быть затоплен сборщик льяльных вод ПС-386 Феодоссийского МТП, построенный в 1986 на ССЗ им.Вано Стуруа). Сей час довольно трудно выяснить точную информацию по нему, ни институт, ни войсковая часть на полигоне больше не работают, а кто имел опыт работы с российскими архивами, увы, знает процент ее результативности.
Судно прекрасно сохранился, носовая часть иногда выступает над водой, хотя сей час и скрыта полностью. Глубина по дну - 11-12 метров. Перед затоплением с судна было снято практически все оборудование, представляющее ценность, так что трюмы, каюты - практически пусты. Двери по-прежнему открываются - закрываются, проходы внутри довольно широкие, но подводит видимость, кроме того внутри рэка легко мутится, торчит множество острых краев.
(Подводные фотографии любезно предоставлены Сашей, отсняты в его предыдущую поездку).
В этот раз с видимостью повезло (по Ладожским меркам) - наверное, около 2-х метров, а то и больше, так что судно понравилось всем без исключения (кроме Ани и Андрея, которые умудрились не найти эту махину в крошечном проливе - зато нашли деревянную лодку, которую до них никто не видел!).
Рядом находятся еще остатки затопленной научной станции - совершенно очаровательны, насколько я помню на ощупь:) - и отсек подводной лодки, когда-то прикрепленный тросами к дебаркаде. На него-то - «Золотую рыбку» и предполагался следующий дайв. Но увы! Мы не успеваем сделать второй дайв. Многие должны успеть на поезд в Питере.
Так что есть предложение: а не махнуть ли нам на Ладогу в начале октября? Говорят, и штормит пореже… чем в конце октября: )
P.s. Вы пока думайте, а я пошла вещи собирать - я в Одессу на недельку )D