Буддизм и человек-луна

Jun 06, 2015 08:15



Сегодня мы ездили с Дауа в самый старый монастырь совсем недалеко от Лхасы. Самый первый, построенный еще в 7 веке, когда буддизм только-только начал фиксироваться в письменном виде в Тибете. По дороге я его расспрашивала, что значит для него буддизм, и как он практикует. Давно хотелось узнать об этом настоящего буддиста. И вот, что он раcсказал…

Во-первых, он практикует «сострадание» к людям. На вопрос как это он делает, он ответил, что молиться по утрам, читает мантры и в течение дня старается контролировать ум. И постоянно держит сознание внутри себя. И если ему кто-то скажет обидное, это его не рассердит, и не всполохнет в нем бурю эмоций. Раньше, говорит, было сложнее, но он очень долго учился и старался, и теперь это ему удается все легче и легче. Он объяснил, что хорошая карма возвращается к нему за его долгие труды.

Настоящий буддист, по его словам, это тот, который трудится сердцем над собой, а не от ума. Не практика ради практики. Он встречал многих, которые практиковали очень долго, но не изменились нисколько - на плохое слово тут же находилось еще пару таких… Тот, кто по-настоящему практикует буддизм, а не на словах должен понимать людей и входить в их положение, не допуская проявления ума - это и значит «практиковать сострадание». Мы переглянулись и поняли, что в нашем понимании - это и есть этика отношений, которое выковывается в горах между нами.

Многие в Тибете «практикуют буддизм» неосознанно - это входит в детей еще с молоком матери… «Ом мане падме хум» дети говорят раньше, чем слова «мама» и «папа». Это не есть плохо, но есть основы буддизма, что необходимо знать. Знать «зачем» ты это делаешь, и знать теорию. Без основ буддизма практика не так эффективна. Во всем есть теория, а потом практика, так и здесь. В монастыре Ташилумпо, Шигацзе, где он был монахом 12 лет, они сначала учили теорию, а потом только немного практиковали. Потом больше теории, и снова больше практики, и потом еще больше практики…

Да уж, какой буддизм без теории. Это как две составляющие одного целого - знать, быть подкованным в теории и практика! Останавливать ум… Как же без этого? Без практики человек превращается в «умствующего умника», а без теории «слепого фанатика», механически повторяющего мантры…

Во-вторых, буддисты «практикуют мудрость». На вопрос «как», Дауа ответил, что это очень и очень сложно. Это умение понимания многих причин происходящих событий. (Мы так поняли, что это и есть распахнутое сознание и понимание огромных смыслов сразу, что бывает в походе в горы). И плюс - полная внутренняя пустота, которая достигается при полном контроле ума. (Кстати, такое бывает в горах, - полная внутренняя тишина и благость в последние дни похода, когда ум замолкает, преодолевая трудности… Мы буддисты?.. Ничего себе!). И только тогда в человека входит мудрость, когда он преодолел свои эмоции и достиг полного овладения над своим умом… Сначала этика отношений, очищение ума, а потом только мудрость.

Птица мудрости прилетает только в чистое место! Не потому ли все буддистские монастыри находятся далеко в горах, где нет эманаций городов?..

лхаса, движение вперед, тибет, буддизм, путешествовать Сдрузьями, другой мир

Previous post Next post
Up