В конце декабря 2021 года была принята государственная программа «О развитии фармацевтической и медицинской промышленности» (
ППРФ №2544). Вернее, этим постановлением внесены изменения в действующую с 2014 года программу. За 7 лет существования программы прирост объема отечественного производства в денежном выражении составил 162,6%. Это без учета инфляции, а она была (процентов 40). Доля ЛС, произведенных на территории РФ в общем объеме потребления с 25,1 %подросла до 31,9%. За 7 лет- 6,9%. Маловато что-то. А с учетом того, что «производство» это громко сказано. Фасовка или в лучшем случае прессование таблеток из импортного сырья. Своего синтеза у нас почти нет.
А сколько было инвестировано в производство за 7 лет? В 20м году увеличено на 98% (105 млрд.руб.). То есть до этого было 1млрд? Малова-то. Да и то , инвестиции пошли на производство средств борьбы с коронавирусной инфекцией.
Тем не менее, в ПП делается вывод, что все хорошо, все растет. Но вот президенту так не кажется. И вот уже в Указе от 21.07.2020 № 474 "
О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" на первом месте-сохранение населения, здоровья и благополучия людей, а именно : повышение численности населения, повышение продолжительности жизни до 78лет. И задача по росту инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с 2020годом. Ну, а начавшаяся год назад СВО, как раз и показала- без своего производства лекарственных средств и медицинских изделий безопасности не будет.
Объявлено стратегия:
- импортонезависимость, в том числе субстанций, лекарственных препаратов, входящих в перечень стратегически важных лекарственных средств;
- обеспечение необходимого роста производственных мощностей фармацевтической и медицинской промышленности:
- обеспечение развития институтов качества ЛП и МИ;
- создание и совершенствование условий для разработки инновационных ЛП и МИ.
Целевые показатели:
- до 2030 года увеличить производство отечественных ЛС и МИ вдвое в денежном выражении, по сравнению с 2021годом, до 1472млрд.руб.
- Рост экспорта ЛС и МИ до 311млрд.рубл.
- До 90% увеличить долю ЖНВЛП , произведенную по полному производственному циклу
Механизмы решения поставленных задач, самая важная, по-моему:
Бюджетные ассигнования в объекты капитального строительства государственной собственности, направленных на производство импортозамещающих субстанций из ЖНВЛС.
Вот ради таких новостей, следует читать их. Сколько профессиональное сообщество гундело на эту тему, в ответ-международное разделение труда, Запад нам поможет, не до вас, пусть частники возьмутся за это дело, иностранные инвестиции должны быть. Сразу вспоминаются замороженные деньги в час»Х» на территории ЕС и США. Лучше бы вложили в строительство химико-фармацевтических заводов. И мало что обеспечили бы лекарственную безопасность, так и рабочие места, налоги в казну, экспорт, рост ВВП. Всем польза.
В советское время действовала кооперация в рамках СЭВ, и в СССР не в приоритете была фармацевтическая и медицинская промышленность, роль поставщиков исправно выполняли Чехословакия, Венгрия, Польша, ГДР, Болгария. Мы же строили «базис». Поэтому, наследства в этой отрасли современной России досталось не богатое. Но сейчас пора уже и за»надстройку» взяться- все условия для этого есть.
Тут еще большая проблема в технологичном оборудовании, которого отечественного просто нет. Это уже задача не фармотрасли а для других отраслей и выходит за рамки «Фарма-30».
Да и инновации в Фарме, это не только дело производителей, но и других смежных отраслей, на базе регулярной поддержки и госзаказа.
"Необходима структурированная госполитика с режимом максимального благоприятствования для отечественных производителей. Такой режим должен включать в себя гарантии закупок (преференции для производителей полного цикла, в т.ч. фармсубстанций), субсидии, льготное кредитование на развитие производства и сокращение административных расходов. Яркий пример необходимости последнего из приведенных направлений - текущая стоимость внесения изменений в регистрационное досье препарата. Почти полмиллиона. И это в условиях, когда такие корректировки приходится вносить из-за санкционных ограничений и проблем в логистике, а не по прихоти производителя". рекомендует представитель RNC Pharma Николай Беспалов.
А как определить, что и в каком объеме нужно отечественному здравоохранению? Похоже, что маркировка не дает ответа на этот вопрос. В советское время сдавали годовые заявки лечебные учреждения в прикрепленные аптеки и совместно руководители защищали эти заявки в Управлении Здравоохранения. Затем заявки консолидировались по региону и служили как бы госзаказом для фармацевтической и медицинской промышленности. Причем заявки делали на 2 года вперед. И служила документом для соблюдения обязательств выкупа заявленного. Поэтому приходилось ответственно относиться к составлению заявки, использовать расчеты по заболеваемости, особенно в социально значимых заболеваниях.
В современных условиях можно что-нибудь ввести аналогичное или использовать статистические данные из формы 12.
И тогда фарминдустрия станет локомотивом экономики.