Как повысить уровень IQ у наших детей

Sep 02, 2024 10:35





Показатель коэффициент интеллекта IQ в среднем в мире постепенно растет. Этот феномен назван эффектом Флинна в честь новозеландского психолога Джеймса Флинна, опубликовавшего в 1984 году статью «The mean IQ of Americans: Massive gains 1932 to 1978» в журнале «Psychological Bulletin».

Коэффициентом интеллекта называют уровень умственного развития человека относительно уровня интеллекта среднестатистического человека одинакового возраста. Наверняка вы слышали про тесты по его подсчету. Например, тест Айзенка. Коэффициент интеллекта является попыткой оценить умственное развитие человека, хотя критиков такого метода хватает. В этих тестах подобраны такие задания и устанавливается время их выполнения, чтобы в среднем люди набирали 100 баллов. Сами понимаете, половина людей столько балов не набирает, а половина набирает больше 100. А в среднем -100.

Эффект Флинна заключается в том, средняя медианная баллов растет и становится выше 100 .По его исследованиям, с 1934 по 1978 годы средний IQ жителей США увеличился на 15 пунктов - примерно на 3 пункта за каждое десятилетие. В других странах тоже наблюдалась такая же картина.

Но после 2000года стала наблюдаться обратная динамика среди некоторых исследуемых групп (проводились исследования среди норвежских и датских призывников). Объяснения ученых были странными, что дескать изменение IQ призывников может быть связано с изменением социальных слоев, из которых приходят эти люди. Что, на мой взгляд, не убедительно.



Вернемся к эффекту Флинна в то время, когда он рос. Чем же объясняется рост IQ? В журнале «Экономист» появилась статья, где утверждается, что люди стали лучше питаться и умственно стимулироваться.

В своих постах, касающихся улучшения мозговой деятельности, памяти, я писала, что мозг нужно тренировать так же, как и мышцы. Я помню, когда стала ходить в школу (конец 60-х), учитель заставлял нас на уроке делать вычисления «в уме» и это были такие пятиминутки-тренировки, чтобы напрячь мозг. Решение арифметических задач в уме заставляло напрягать мозг и считать в уме. Заметьте, не было тогда ни калькуляторов, ни смартфонов. Счетные палочки и 10 пальцев только. Но мы соревновались между собой, кто быстрее посчитает и какой восторг испытывали, если были первыми!

«Экономист» пишет, что от полноценной еды зависит не только физические параметры-рост, вес, но и развитие мозга. И это заметно по бедным странам. Во всем мире 22% детей в возрасте до пяти лет - примерно 150 миллионов детей - недоедают до такой степени, что отстают в росте, а это значит, что и мозг будет отставать в росте. Причем, надо учитывать и питание беременных женщин, так как недостаток питательных веществ в течение первых 100 дней после зачатия, скорее всего, будут необратимыми для ребенка.

Но и в богатых странах эффект Флинна в значительной степени исчерпал себя. А здесь выявлена другая проблема: не сбалансированное питание, приводящее к ожирению детей, недополучению микроэлементов, белка, железа и прочих нужных макроэлементов.

Для нашей страны хорошо бы сделать государственную программу для обязательного питания полезными продуктами в школе. Когда я училась в школе, в младших классах нам ежедневно давали бесплатно стакан молока, маленькую таблеточку с йодом (это было на Украине). И сейчас, стакан молока был бы полезен для ребенка, а уж продукты должны быть обогащены железом, цинком, фолиевой кислотой. Это дешево, но эффект может быть значительным. Добавление йода в соль может быть и хорошо, но йод быстро разрушается на солнечном свету и выветривается. Да и едят ее дети не много. Возможно, здесь требуется другие продукты, богатые йодом. А это прежде всего морская рыба, которые наши дети почти не едят или едят крайне редко. Это у нас, советских граждан, выработана привычка с советских времен, еженедельно- «рыбный день», когда мы готовим еду из рыбы. Пусть это и самая дешевая- путасу.

Второй столп, который улучшает интеллект, это «тренировка» мозга. Мы тут недавно стали свидетелями появления искусственного интеллекта. Я, правда, считаю этот факт сродни «зеленому» переходу. Много шума из ничего. Человек ни в коем случае не должен отказаться от радости думать, познавать новое, делать рассчеты и планы. Вместе с ИИ, как помошником для скучной и рутинной работы.

Для чего, мы родители, хотим, чтобы дети были умными? А чтобы они могли самостоятельно жить в этом быстроменяющемся мире, уметь делать логические выводы, и зарабатывать себе «на хлеб», а лучше на «хлеб с маслом и икрой».  И в этом интеллект им поможет. Хотя… Существует же этот дурацкий вопрос, который очень бесит: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» Тут профессор просто разводит руками- рационально объяснить невозможно. Допускаю, что это временное явление на нашей земле в виду сложившихся экономических условий.

Сделает ли это детей счастливее? Что-там говорил пророк Эклизиаст? «Многие знания умножают скорбь» . Думаю, что это  означает как раз то, что мы сейчас, с эрой развития информационных технологий, имеем. Ту хаотичную, отрывочную информацию, которую черпают из новостных лент люди, невозможно никуда применить, использовать для развития и эт ухудшает качество жизни. При чтении новостей, комментариев, аналитиков и экспертов в социальных сетях мы только тратим свое драгоценное время, плодим эмоции и реагируем на неподвластные нам вещи. Да и способствуем обогащению всех этих источников. Нам -никакой пользы!

Чтение книг, обучение истинным наукам, изучение законов, исследовательская деятельность, физкультура, умение печь хлеб, выращивать овощи, садоводство, строительство своего дома, делание нужных вещей однозначно принесут чувство счастья и удовлетворения!

Мозг, ЗОЖ

Previous post Next post
Up