Дом Де-Фера, начало XX века. На заднем плане - церковь Николая Чудотворца
Церковь Николая Чудотворца
До 1903 года в поселке Миллеров-Глубокинском существовала только деревянная часовня, построенная в 1891 году. Жители поселка были прихожанами Женомироносицкой церкви в слободе Греково-Полненской.
В 1900 году началось строительство деревянной церкви в поселке, а в 1903 новая церковь была освящена во имя Николая Чудотворца. Первый год в миллеровской церкви служил священник Пётр Ледковский из слободы Греково-Полненской, к которой церковь и была приписана. А в 1904 году был прислан из Новочеркасска только что рукоположенный молодой священник Владимир Волагурин.
Вот, что рассказано в клировой ведомости за 1913 год о приписной Николаевской церкви при станции Миллерово ЮВЖД и поселке Миллеров-Глубокинском:
- Церковь построена в 1903 году по усердию и на средства прихожан.
- Она деревянная, на цокольном фундаменте с таковой же колокольней, покрыта листовым железом, крепка, по числу прихожан вместительна. Ограда вокруг неё железная на цокольном фундаменте с железными столбами. Престол в ней один во имя Святителя Николая. Утварью она снабжена достаточно. По штату при приписной церкви полагается: один священник и один псаломщик. Штат при сей церкви открыт в качестве 2-ой вакансии при Жено-Мироносицкой церкви поселка Греково-Полнинского.
- При постройке церкви, бывшим помещиком Миллером было пожертвовано под церковную площадь три десятины земли, но дарственной нотариально не было совершено, а была дана простая записка. Миллер имение свое продал крестьянину Коломийцу вместе с тремя, подаренными церкви десятинами. За которые, как видно из купчей крепости, получил от Коломийца сполна денег. Новый землевладелец обещает в этом году дать землю, занимаемую только церковной оградой, а так же и церковными постройками, но площадь, прилегающую к церкви, которая прежним владельцем была подарена церкви, оставляет за собой. Поэтому в настоящее время церковь не имеет церковной земли.
- Священник и псаломщик живут в домах церковных. На содержание церковнослужителей определенного жалования ни откуда не получается, а пользуются доходами от прихожан за исправление духовных треб.
- Церкви принадлежат следующие здания: дом для священника - деревянный, крытый листовым железом; дом для псаломщика - сделан из самана, покрыт листовым железом. Тот и другой стоят на частновладельческой земле. К сей же церкви принадлежит караулка церковная, сделанная из самана и крытая железом. В 1911 году она крестьянином Андрианом Казмичем Лосем расширена вдвое. На что Лось израсходовал 350 руб. В старом здании караулки с декабря 1911 года устроена столовая для кормления нищих по воскресным и праздничным дням. После литургии им дается горячий обед из двух блюд, иногда и чай. Постоянного пребывания для нищих пока не устроено. В этом же здании происходят собрания членов «Кружка ревнителей православия» и «Общества трезвости». Еще при церкви находятся здания для школы.
Кроме регулярного дохода от свечной продажи, и совершения духовных треб, церковь имела свой капитал, хранящийся в Сберкассе. В 1913 году размер капитала составил 1057 рублей.
Ранее, по традиции, особо почитаемых прихожан хоронили не на обычном приходском кладбище, а в ограде церкви. Так возле Николаевской церкви в 1910 году в семейном склепе был похоронен сын миллеровского провизора Деонисия Иванова Мешкомаева. За что отец заплатил церкви 200 рублей, которые стали частью церковного капитала. При разрушении церквей, то, что оставалось от них, пускалось как стройматериалы для новых построек, туда же шли и надгробные плиты с прицерковных кладбищ.
До революции, церкви выполняли и современные функции ЗАГСов. Священнослужители, в обязательном порядке, вели метрические книги, которые включали три раздела: о родившихся, о браках, об умерших. Также велись исповедные ведомости и брачные обыски. Вторые экземпляры этих учетных книг со временем должны были передаваться на хранение в государственные архивы. Но ни в одном архиве не хранятся, какие либо документы из Николаевской церкви при поселке Миллера. Скорее всего, они были уничтожены при сносе самого здания церкви, или до сих пор замурованы в подвалах старых зданий города. И так получается, что перипетии исторических потрясений не оставили шансов, чтобы миллеровцы узнали фамилии первых прихожан первой миллеровской церкви, среди которых возможно и были их предки.
К слову сказать, на данный момент, сохранилось всего несколько деревянных церквей, построенных в конце 19-нач.20 вв. на территории Ростовской области.
Также на территории современного города Миллерово имелась каменная часовня, с расположенным рядом склепом. Они располагались в помещичьем имении «Полячка» (совр. поселок ДСХТ). В середине прошлого века часовня была разрушена, а склеп разграблен. Год постройки, на чьи средства построена часовня, и кто был захоронен в склепе, пока не выяснены.
В приходе Николаевской церкви имелось несколько населенных пунктов. Среди которых в 1907-13 гг. были : пос.Миллеров-Глубокинский (коренные крестьяне и временно живущие), при станции Миллерово ЮВЖД (временно живущие), хутора Сергеевка, Хохулевка, Репяховатый, Волков, Гусынка (везде временно проживающие), х.Терновой (казаки), и поселение на земле Терентьевой (иногородние).
Всего в приходе было: в 1907 году - 349 дворов и 1944 человека. В 1909 соответственно - 445 и 2461. В 1911 году - соответственно 517 и 2898. И в 1913 году - соответственно 716 и 4060, в этом году отдельно указано количество иноверных граждан, проживавших на территории прихода - 1039 человек. Большее число из них составляли немцы-колонисты, но так же имелись армяне-григорианцы, раскольники и баптисты.
При церкви имелась должность церковного старосты, в его обязанности входило приобретение, хранение и использование разного церковного имущества под надзором епархиального начальства. Староста всегда был членом церковноприходского попечительства. В 1909 году им был Казьма Бартенев, а в 1910 году купец Алексей Алексеевич Ковалев. Старосты назначались на три года.
© Орленко Наталья, 2016
-------------------------------------------------
Клировая ведомость - документ о службе лиц духовного сословия, в который включались: сведения о здании церкви, о церковном имуществе и доходах, о наличии школы и богадельни; послужные списки лиц, служащих при церкви; а так же давались статистические данные по приходу.
Продолжение следует ...