Выехав из Нижнего Цасучея, и через 5 км свернув на федеральную трассу, которая идет на краевой центр Забайкалья город Читу, мы пересекаем самую крупную реку Забайкалья - Онон. Сразу за мостом мы сворачиваем направо, и по наезженной степной дороге устремляемся по холмам к знаменитой долине. И сразу за первым холмом нас встречает гора Малый Батор. Выехав из Нижнего Цасучея, и через 5 км свернув на федеральную трассу, которая идет на краевой центр Забайкалья город Читу, мы пересекаем самую крупную реку Забайкалья - Онон. Сразу за мостом мы сворачиваем направо, и по наезженной степной дороге устремляемся по холмам к знаменитой долине. И сразу за первым холмом нас встречает гора Малый Батор.
Click to view
Оглянувшись назад, мы любуемся картиной, протекающего внизу Онона. Красив Онон и зимой, и летом, и весной и осенью! (почти по Гоголю))). Красив он на протяжении всего своего длинного пути.
На восток от горы Малый Батор находится гора Большой Будулан, а на север от Большого Будулана находится гора Улан-Ганга-Толгой. Степная долина, которая открывается с горы Малый Батор и тянется до горы Большой Будулан - это и есть Большая Ононская долина. В долине находятся несколько необычных скальных останцев.
Самый знаменитый из них - это Камень-котел, бурятское название Тогон-Шулун, а в народе его называют Чаша Чингисхана. Множество легенд и мифов связано с этим камнем. Природа создала рядом еще несколько интересных по своей архитектуре, скальных останцев.
След великана - его можно найти по одинокому деревцу, которое растет рядом. Оно увешано разноцветными ленточками, большинство из которых имеет небесный цвет. Сам «след» представляет собой каменное углубление прямо на земле, похожее на огромный человеческий след. Как - будто человек - великан (может нети?) оставил здесь когда-то прямо в камне свой след.
Всего тут находится восемь каменных останцев. Есть скала, под названием лежащий верблюд. И действительно, перед нами лежит каменный верблюд. А еще одна скала напоминает черепашку. Есть Камень -дом, бурятское название Шулун-Гэр.
Все места здесь являются ритуальными. Ведь буряты с времен шаманизма молились единому богу - богу вечного неба Тенгри. А также почитают и молятся хозяину - духу местности, деревьям, камням. Поэтому неудивительно видеть здесь возле каждого останца подношения, а деревья в ленточках.
Съезжая со склона горы Малый Батор, мы замечаем в траве торчащие из земли камни. Это древние захоронения времен плиточной культуры. Большинство из них давным-давно вскрыты и разрушены.
О чем говорит нам молчаливая Большая Ононская долина? Что жили здесь в древности племена, и прислушавшись к долине, можно услышать эхо далекого топота уходящего в небо войска Чингисхана!
Фото и рассказ автора, съемку видео вел Бато Цыденов