* * *

Jul 11, 2013 15:09

Оригинал взят у d_desyateryk у  в СИЛА УДАРА




Московский кинофестиваль интересен в первую очередь программами документального кино. В одной из них показали среднеметражную (менее часа) картину «Холокост - клей для обоев?»

Героини фильма - две девушки, сестры Каратыгины - прославились после того, как на одной телевикторине на вопрос: «Что такое Холокост?» ответили: «Клей для обоев». Ролик с фрагментом телепрограммы собрал огромную аудиторию на видеосайте Youtube, и его героини стали посмешищем всего Рунета. В марте 2012 года журналист Мумин Шакиров пригласил Евгению и Ксению на «Радио Свобода». Во время встречи у режиссера возникла идея организовать для девушек экскурсию в музей Освенцима. Собственно, большая часть ленты - об этой поездке.

Сразу стоит сказать: фильм очень слабый. Как кинематографическое произведение он практически не существует. Однако там есть констатация некоторых фактов - достаточно важных.

Вот две несмышленых девицы, вчерашние школьницы. Две из миллионов, съезжающихся в Москву в отчаянном усилии вырваться из провинциальной безысходности. Мечтают о своих пятнадцати минутах славы, ради чего пробуются в любых, даже самых глупых телешоу. Впадают в полуобморочный восторг при виде евро в своих кошельках. Записывают слащавую песенку для мамы (мама утирает умиленные слезы).

Вот их учительница истории в школе: типичный винтик бюрократической машины, не способный сделать ничего без инструкции сверху. Отношение к теме фильма и к работе укладывается в одну фразу: «Может быть, я когда-нибудь дозрею до того, чтобы провести урок о Холокосте».

А вот Женя и Ксюша в музее Освенцима. Слушают, смотрят. Рыдают. Слезы на сей раз настоящие. Взрослые. Из самой глубины.

Тогда и понимаешь: наконец-то в их жизни появилась толика смысла.

Гитлер и подобные ему всегда преуспевали в том, чтобы заставить людей гордиться как раз бессмысленностью своего существования. Оглушительный пафос пропаганды был направлен на то, чтобы возвеличить внутреннюю пустоту филистеров. И повести это пустоголовое стадо в бой.

Но малая толика сочувствия чужой трагедии ставит любой идеологический морок под вопрос. Оздоровляет мыслью даже самые безмятежные мозги.

Сестрам Каратыгиным повезло получить необходимое потрясение. А сколько еще таких юных невежд ищет удачи в России, Украине, далее - везде?

Дмитрий Десятерик, «День»

нацизм, кино, общество

Previous post Next post
Up