гордиться тем, что ты русский это тоже самое, что гордится тем, что ты родился во вторник

Jan 18, 2011 11:04


Какие причины ставят страну, в которой мы живём, перед лицом угрозы неонацизма?

Как вас лично затрагивает рост националистически настроений, и что можно сделать противодействуя этому?

На основании каких коллективных сил, выдвигаемых принципов и посредством каких практических действий нужно создавать движение достаточно массовое и весомое, чтобы фактически изменить ситуацию?

«Есть очевидно объективные причины роста национализма, а есть «субъективно» политические. Объективные -  это серьезно выросшее количество мигрантов со своим укладом жизни, со своими травмами и представлениями, которые реально отличаются от устоявшихся кодов поведения местных жителей. Понятно, что после какой-то драматической «притирки» они вполне способны установиться в вполне человеческое взаимодействие. Но тут вмешиваются политические факторы - то есть та система управления, которая сложилась в России, очень опасается этой нормализации отношений, так как в результате неё может сложиться социальная солидарность (как это происходило в Европе) которая способна реально влиять на политическую ситуацию. И поэтому у нас предпочитают манипулировать людскими эмоциями, управляя не интеграцией различных этнических идентичностей в единое пространство культуры и экономики - а провоцируя их разделение и исключение. Понятно, что это чревато уже практически установившимся режимом националистического превосходства, в котором любой диалог становиться невозможным.


Главное противодействие национализму - это многонациональность и многоконфессиональность России, также ситуация с рынком труда который требует притока мигрантов - это объективные условия, которые спасают нас от реальной опасности оказаться в нацистском государстве. Это понимает и власть, и простые нормальные люди. Проблема в том, что нынешний режим играет, как я уже сказал,  опасную двойную игру, основанную на экстремисткой форме управления - то есть манипуляции и провоцированию волны националистических настроений (со всех сторон). И избитая мысль о том, что именно националистической толпой легче всего манипулировать - это исторический факт и, к сожалению, несмотря на уроки истории убедительно показывающие, что в конце концов все это плохо кончается и в том числе для тем правителей, которые это все провоцировали) мы опять напарываемся на те же грабли. Противодействие сейчас возможно только на уровне создания ситуации неприемлемости любых форм национализма - к сожалению, все российское публичное пространство пропитано метастазами этой болезни. И мне кажется, что сейчас стоит сделать самый большой акцент на идеологической и культурной борьбе и не стоит бесконечно обвинять народ в том, какой он типа тёмный, ужасный, ксенофобный, гомофобный и т.д. При том потоке ксенофобской информации идущей из масс медиа и власти трудно представить, что это может быть иначе.

Мне лично, не говоря уже о реальном чувстве опасности для любого человека внешне этнически выглядящего «неправильно», просто противно жить в стране зараженной этими настроениями и видеть, как они проникли и в культурную среду. И везде. Но как активист я считаю, что ещё не все потеряно и от нашей позиции многое ещё зависит. Важно каждое личное высказывание, каждая повседневная позиция против нацизма.

Нужно постоянно разоблачать нацизм на всех уровнях. Реальной коллективной силы я сейчас не вижу - хотя бы потому что болезнь запущена и идеи национализма это сейчас мейнстрим любой политике в том числе в Европе (в этом плане ситуация в России не лучше и не хуже чем везде - просто она отлична исторически, а тенденция та же самая). Я бы сказал, что наиболее реальный фронт работы - это культура и медиа. Именно они формируют общественное мнение. Также необычайно важна и поп-культура. С них и надо начинать - именно поэтому инициатива Комитета 19 января кажется мне такой важной и не случайно она во многом культурно обусловлена.

И нужно показывать, что политика равенства и интернационализма это не голые декларации, а реальные дела. И делать это надо повседневно. Чётко артикулируя на чьей ты стороне.

Нацизм цвета говна и говном всегда и останется. Интернационализм более драйвовый, интересный - за ним будущее - важно донести эту идею до как можно большего количества людей.»

Дмитрий Виленский, художник, редактор газеты Что Делать?

*****************************************************************************************************************

«Убийства и избиения людей, откровенные фашистские вылазки и акции, т.е. все то, что в той или иной степени, приобретает статус информационного повода - плоды, взращенные на благодатной почве пронизывающего большую часть российского общества шовинизма. Этот факт российской жизни не просто реакция обывателя на культурного или этнического Другого, бесцеремонно нарушающего мерное течение русской жизни своими раскосыми лицами, танцами на площадях или привычкой громко говорить «на своем наречии». Национализм, латентный или явный, превратился в норму языковой и повседневной культуры.

Моей единственной реакцией на отказ хозяйки сдать мне квартиру «потому что у меня не русская фамилия» был полуистерический смех, вызванный полной беспомощностью и незнанием как реагировать на подобную ситуацию. Мой рассказ об этом московским знакомым вызывал у них сожаление, осуждение, но никак не удивление… Оказывается, это - норма.

Необходимо перестать воспринимать национализм и шовинизм во всех их возможных проявлениях как норму. Высокомерного призрения или стыдливого безразличия недостаточно: должна быть сформирована действенная антинационалистическая повестка дня. Каждый жест в доступном нам участке публичной сферы должен содержать в себе антишовинистский посыл. В повседневной жизни реакцией на «чурки», «понаехали» и «победа в ВОВ была достигнута за счет человеческих ресурсов РСФСР» должно стать открытое и активное порицание. Не нам должно быть стыдно за них, им должно быть стыдно перед нами.»

Георгий Мамедов

куратор проекта Художник-Общество,

со-куратор Павильона Центральной Азии на 54-й Венецианской биеннале.

******************************************************************************************************************

«Основной причиной роста националистических настроений является риторика средств массовой информации и скрыто националистическая политика представителей государственной власти. Масс-медиа часто придаёт этническую окраску совершаемым преступлениям, даже если это самое обычное правонарушение, в котором нет национальных мотивов. Что касается высокопоставленных чиновников, то явным образом они осуждают неонацизм и говорят о многонациональности и многоконфессиональности России, заканчивая, правда, главенствующей ролью русской культуры, которая должна стать основанием для единения всех культур. Но если посмотреть на их действия, то видно, как они посылают сигналы одобрения националистам. Например, после убийства Егора Свиридова Путин возложил цветы на его могилу, и правильно сделал. Но он не сказал ни слова по поводу убитого на следующий день после беспорядков на Манежной кыргызского мигранта, не выслал соболезнования его близким, не написал официальное письмо в посольство Кыргызстана, не сделал просто ничего.
Проблема также и в том, что мигранты часто совершенно не представляют законодательство России, они даже не подозревают о своих правах.

От сегодняшнего положения дел выигрывают все. Милиции удобно списывать на мигрантов нераскрытые преступления, поскольку те подписывают любые бумаги не глядя. Работодатели не платят налогов и не делают отчисления в пенсионный фонд. Экономика России выигрывает, поскольку государство пользуется трудом людей, перед которыми и за которых не несёт никакой ответственности. Экономика стран, откуда приезжают мигранты также выигрывает от притока денег. Даже сами мигранты рады возможности заработать. Не нравиться это только тем, кто не готов жить в стране, где есть люди первого и второго сорта.

Я не вижу силы, на которую могло бы опереться антифашистское движение. Никакой, кроме правозащитного сообщества, которое не достаточно сильно, чтобы справиться с этим. Нужды мигрантские профсоюзы, посредством которых люди могли бы оказывать влияние на политику государства и СМИ, но сами мигранты пока слишком пассивны.»

Баратов Усман Акрамович,
правозащитник,
президент Межрегионального Узбекского землячества «Ватандош»
источник- http://jan-19.livejournal.com/22629.html

антифашизм, мнение

Previous post Next post
Up