Странная логика

Feb 20, 2018 23:46

«Неладно что-то в датском государстве». У. Шекспир



Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко продолжает делать эффектные заявления… В частности, на прошлой неделе, 13 февраля 2018 г. на специально созванном расширенном заседании Совета безопасности глава белорусского государства предъявил России ультиматум, требуя от Москвы выполнения союзнического долга в сфере военно-технического сотрудничества.

По мнению белорусского президента, учитывая, что международная обстановка заметно ухудшается, Россия должна взять на себя модернизацию белорусской армии за счет федерального бюджета. По традиции, российское руководство грозную риторику из Минска проигнорировало. Но на следующее утро…

[Spoiler (click to open)] Информационный вброс?

14 февраля 2018 года бегущая строка утреннего новостного выпуска телеканала «Euronews» сообщила: «Разведслужбы США сообщают, что президент Белоруссии Александр Лукашенко обратился к Западу с просьбой помочь ему сдержать влияние России» …

Ситуация прояснилась очень быстро. Оказалось, что, учитывая разницу во времени Минска и Вашингтона, во второй половине дня того же 13 февраля, когда в Минске и Москве уже смотрели первые сны, в американской столице директора национальной разведки США Дэниел Коутс заявил: «Белорусский президент Александр Лукашенко будет поддерживать тесное сотрудничество с Москвой в сфере безопасности. Однако [он также] будет продолжать стремиться к нормализациям отношений с Западом, рассматривая это как сдерживание влияния России» (http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4955769).

Безусловно, те, кто во вторник вписывал цитируемую выше фразу в речь высокопоставленного американского разведчика уже имели на руках исчерпывающую информацию о выступлении А. Лукашенко на СБ в Минске.

Невольно возникает вопрос: зачем Вашингтон демонстративно «сдал» Минск Москве? Ведь по сути, если А. Лукашенко действительно передает на Запад подобные послания и просьбы, о чем и говорит Дэниел Коутс, то речь идет о том, что Минск на самом деле вышел из союза с Москвой и даже противодействует России, как говорится, «по всем фронтам».

Однако, вряд ли стоит проявлять политическую наивность и доверять заявлениям представителям спецслужб США. Ведь до настоящего момента мы не можем привести в качестве примера ни одного публичного заявления белорусского президента, в котором бы он требовал от Запада противодействовать России. Повторим, ни одного публичного…

Итак, перед нами типичная встречная интрига, за развитием которой Москва имеет возможность наблюдать, как за многосерийной мелодрамой. Вмешиваться не стоит…

Минск

13 февраля т.г. белорусский президент сделал ряд крайне противоречивых заявлений, но объединенных одной, как оказалось в итоге, проблемой, но об этом ниже.

Первый тезис А. Лукашенко: «Впервые с середины прошлого века мир находится в шаге от возникновения глобального противостояния с самыми непредсказуемыми последствиями. Нас очень беспокоят спекуляции некоторых стран на тему ядерного оружия, милитаризация Восточно-Европейского региона, а также беспрецедентное наращивание военного потенциала наших стран-соседей

(https://www.sb.by/articles/lukashenko-mir-v-shage-ot-globalnogo-protivostoyaniya-s-nepredskazuemymi-posledstviyami.html). Сразу стоит отметить, что данным заявлением А. Лукашенко будирует целый ряд вопросов:

- кто, по мнению А. Лукашенко, провоцирует «глобальное противостояние»?

- кто, опять-таки по мнению белорусского президента, «спекулирует» на тему ядерного оружия и стимулирует милитаризацию Восточно-Европейского региона, какие-такие «некоторые страны»?

- какие имеются в виду «наши страны-соседи», которые «беспрецедентно наращивают» военный потенциал?

Необходимо обратить внимание на то, что белорусский президент не указывает, к примеру, на НАТО как инициатора военного противостояния или на страны-соседи Беларуси, состоящие в данном блоке. Претензии главы белорусского государства к милитаризации и росту военного потенциала в регионе предъявляются, как говорится, «по всем азимутам».

Более того, стоит напомнить, что 7 июля 2016 года министр иностранных Беларуси В. Макей заявил, что не считает рост военного потенциала НАТО в Восточной Европе «прямой угрозой» для Беларуси: "Что касается перспектив размещения новых контингентов войск НАТО в Прибалтийских странах и Польше, конечно же, мы не приветствуем размещение дополнительных воинских контингентов на территории наших соседних стран. Мы можем понять логику наших партнеров, почему они это предпринимают, хотя не поддерживаем эти шаги. Мы не рассматриваем это как прямую угрозу нашей безопасности. Мы рассматриваем это как определенные вызовы в военной сфере, на которые мы должны тоже каким-то образом отреагировать"(https://sputnik.by/politics/20160707/1023950517.html).

Иными словами, официальному Минску «логика» НАТО, как и стран Прибалтики и Польши, в подтягивании к белорусским и российским границам новых воинских контингентов, а также размещении объектов ПРО -- «понятна».

Но если НАТО не является угрозой для РБ, то тогда получается, что А. Лукашенко кивает на Россию и именно российское «беспрецедентное наращивание военного потенциала» так беспокоит белорусского президента. Если именно в таком формате необходимо понимать главу белорусского государства, то заявления представителя разведки США от 13 февраля вполне логично и оправдано: именно Россию в качестве угрозы для Беларуси и воспринимает белорусское руководство.

Но тогда, по идее, Минску надо просить оружие и деньги на модернизацию белорусской армии у США, как это делает, к примеру, Украина, а не у вызывающей беспокойство белорусского руководства России. Однако, к нашему удивлению, все происходит прямо наоборот.

Это доказывает второй тезис А. Лукашенко: «Россия сама по себе модернизирует вооруженные силы. Мы пытаемся вооружаться и модернизироваться. Каждый сам по себе. Как вы понимаете, основное бремя ляжет на Российскую Федерацию по защите нашего общего пространства. Но серьезного понимания у руководства России сегодня о том, что надо на наиболее опасных направлениях нашей общей, совместной обороны укреплять национальные вооруженные силы - Беларуси, Казахстана, Армении, других стран - такого понимания нет. И это очень больно может аукнуться» (Там же).

Этот тезис А. Лукашенко ситуацию проясняет - Россия, все-таки, с одной стороны, находится на одной стороне геополитического «фронта» вместе с Беларусью, и вроде как должна «плечом к плечу» противостоять НАТО в данном регионе Восточной Европы. Но с другой стороны, по версии А. Лукашенко, Москва не хочет «обновлять» вооруженные силы Беларуси, Казахстана, Армении, то есть стран-членов ОДКБ.

Стоит сразу отметить, что данные высказывания белорусского президента вызывают недоумение. Во-первых, как тогда реагировать Москве на заявление В. Макея (2016), который не видит никаких угроз со стороны НАТО? Ведь если нет угроз, то зачем так эмоционально требовать от РФ новую боевую технику и деньги? Или в Минске решили, что в Москве уже забыли позицию белорусского МИДа и Кремль можно шантажировать развертываемой в Прибалтике и Польше инфраструктурой Северо-Атлантического блока?

Во-вторых, на территории Казахстана и Армении находятся российские военные базы, которые практически полностью обеспечивают безопасность этих стран. К примеру, пока в Армении функционирует крупная база вооруженных сил РФ, этой стране ничего не грозит со стороны того же Азербайджана.

Со своей стороны, А. Лукашенко в 2015 году демонстративно отказался разместить в Беларуси базу российских ВКС. Логика официального Минска традиционна - дайте самолетами и деньгами, причем того и другого побольше…

В-третьих, Россия осуществляет поставку военной техники и снаряжения Казахстану, Армении, а также и Беларуси по внутриблоковым ценам, которые, естественно, гораздо ниже, чем экспортные цены на продукцию российского ВПК.

Вот тут А. Лукашенко надо было бы честно сказать о том, что у него просто нет денег на модернизацию белорусской армии. К примеру, в 2017 году Минск заказал в России 12 многоцелевых истребителей Су-30СМ (производятся в Иркутске). Стоимость данной партии самолетов не может быть меньше 400 млн. долларов - сумма для современной Беларуси очень крупная и почти неподъемная. Напоминаем, что в январе текущего года белорусский Минфин выплатил более миллиарда долларов по внешним долгам, и сейчас республика оказалась на финансовой мели.

Так что дело за малым: А. Лукашенко необходимо добиться от России, чтобы Москва оплачивала модернизацию белорусской армии.

Старая мечта

Стоит отметить, что стремление «повесить» финансирование белорусской армии на российский государственный бюджет является старой мечтой белорусского президента. В принципе, это же относится и к белорусской экономике, которую, по глубокому убеждению, А. Лукашенко, Россия обязана обеспечивать ресурсами, технологиями, стимулировать кредитами и уступать собственные рынки для белорусской товарной экспансии.

В 2012 году А. Лукашенко пришел к выводу, что Россия должна не только помогать белорусским ВС военной техникой, но и выплачивать военнослужащим белорусской армии денежное довольствие на уровне российских вооруженных сил: «Практически общая армия и стоящие перед ней задачи (у Беларуси и России. - Ред.). Но размер денежного довольствия военных Беларуси и России различается. Такое положение должно быть изменено. Я ему (президенту России. - Ред.) направил письмо о необходимости изыскания для белорусских военнослужащих дополнительных средств, за счет разных направлений сотрудничества Беларуси и России. И он пообещал помочь в этом плане(!)» (https://www.kp.by/daily/25831/2805901/).

Любопытно то, что передача собственной армии на финансирование соседней, пусть и союзной державы, не вызвала у А. Лукашенко опасений, что подобная акция повредит белорусскому суверенитету, защитником которого так любит себя выставлять президент Беларуси.

7 апреля прошлого, 2017 года, А. Лукашенко, уже после состоявшегося в Санкт-Петербурге Высшего ГоСовета СГ, заявил: «Хочу их (Россию) подвинуть к тому, чтобы они все-таки оказывали нам поддержку по перевооружению белорусской армии… Притом перевооружению или за их счет (!), или за малую цену. Мы не сможем за нынешнее вооружение из наших средств платить: у нас нет ни нефти, ни газа, а это в основном источники перевооружения». (http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4165666). Сразу стоит отметить, что у Беларуси нефти и газа столько и по таким смешным ценам, что и не снилась ни одной из стран Европы…

Но и в данном случае логика у А. Лукашенко какая-то странная. Ведь если страна не может позволить себе современную армию, то она ищет иные способы обеспечения своей безопасности - вступает в военно-политические альянсы и блоки, размещает на своей территории базы союзников, участвует в какой-то доле расходов на союзный/блоковый военный бюджет.

Других вариантов нет: хочешь красоваться в мундире главнокомандующего на трибуне - плати за армию. Платить не можешь - размещай базы и т.д. Но белорусский президент хочет и армию сохранить, как и свиту генералов, обвешанных до колен орденами, но за вооруженные силы не платить. Тут уже речь может идти не об иждивенческой логике, а о буйной фантазии.

Спекуляция на геополитике

Обратим внимание на то, что уже третье десятилетие Минск продолжает носиться с мифом об особом военно-стратегическом значении так называемого «белорусского балкона» (термин, между прочим, возник в первой половине 1944 г.), который как раз и должен, как считают в белорусском руководстве, обеспечить столь желанный поток российских финансов и новейшей боевой техники.

Итак, третий тезис А. Лукашенко, «обосновывающий», как он считает, право белорусской стороны на модернизацию белорусской армии за счет России: «… Беларусь является основным форпостом, в том числе и Российской Федерации, на западном направлении. В этом отношении нам нужно серьезнейшим образом, по крайней мере после президентских выборов в России, подумать и принимать решения. Нам нужно серьезнейшим образом не просто модернизировать наши Вооруженные Силы, а надо совершенствовать и более активно приспосабливать их к возможным боевым действиям, исходя из опыта ведения войн и конфликтов в современности». (https://sputnik.by/politics/20160707/1023950517.html).

По сути, белорусская сторона просто навязывает России свои военно-стратегические услуги, прекрасно понимания, что Россия никогда ими не воспользуется. Для этого есть две причины:

- несмотря на то, что А. Лукашенко, по традиции, пытается замаскировать свое попрошайничество («Я не в том плане, что мы хотим или, как принято у них говорить, в очередной раз требуем каких-то денег на какие-то мероприятия. А здесь сегодня наиболее опасное направление, хотя и концентрация негативных явлений в Афганистане тоже не может успокаивать и на южном направлении» (там же), Россия не ждет прорыва с Запада тысяч польских танков, эскадронов венгерских гусар или бравых гренадеров бундесвера. У РФ на Западе есть только один вероятный противник - НАТО. Конфликт с НАТО может быть только ракетно-ядерным. В случае такого конфликта белорусская армия не успеет выскочить из казарм, не говоря уже о том, чтобы ловить мешками из-под картошки баллистические ракеты над своей головой. За 15-20 минут с карты Европы исчезнут Беларусь, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Румыния и дальше рванными кусками Центральная и Западная Европа вплоть до Ирландии.

Зачем при данном сценарии России платить за модернизацию белорусской армии, если только не превращать МО РБ в супермаркет для продажи российских военных технологий Китаю, Украине и тем же США, что и сделал Минск в 1995 г. с ЗРК С-300;

- реальным, а не выдуманным А. Лукашенко «западным форпостом» России является не Беларусь, а Калининградская область России, где уже, между прочим, прописались ОТР «Искандеры». Именно Калининград прикрывает не только Россию с Запада, но и Беларусь. Так что Минск действительно озабочен угрозами со стороны НАТО, то он вполне мог бы по-союзнически как-то посодействовать укреплению обороны на этом балтийском плацдарме России… Ну там прислать в ракетные части, дислоцированные на побережье Балтийского моря, грузовик картошки. Бесплатно.

На новый круг и бесплатно

Стоит напомнить, что все, как всегда, в белорусско-российских отношениях только повторяется. В 2012-2014 годах А. Лукашенко с одной стороны буквально неистово жаловался Москве на НАТО, а с другой стороны, говоря о том же «белорусской форпосте» на западе России, требовал себе новейших боевых самолетов, естественно, по-союзнически и бесплатно.

В итоге, Москва, разделив опасения белорусского президента по поводу защиты Беларуси от НАТО, предложила более «бюджетный» вариант «спасения» республики от Северо-Атлантического блока - разместить в РБ базу ВКС РФ… И тут же случилось чудо! Минск, как уже отмечалось выше, аннулировав почти заключенное соглашение о размещении базы, минимум на два года замолчал об угрозе со стороны НАТО.

Что угнетает и поражает в вышеупомянутой логике белорусского руководства? Совершенно фантастическая уверенность в том, что в той же Москве сидят, скажем так, люди со сниженным уровнем интеллекта и хронически больные амнезией, которых год за годом можно безнаказанно «надувать» и шантажировать.

Вашингтон

Именно это и имел в виду высокопоставленный американский разведчик, который публично отметил двурушническую суть белорусского президента. С одной стороны, Минск пытается под эгидой обеспечения безопасности получить финансово-техническую поддержку со стороны России, а с другой стороны, взывает к Западу, требуя от него поддержки против той же Москвы.

Что в итоге? На самом деле Вашингтон назвал вещи своими именами, что может свидетельствовать только об одном - предатели никому не нужны. Как бы А. Лукашенко не кокетничал с Вашингтоном и Брюсселем, Запад вступать в интриги против Москвы с ним не будет. С другим лидером возможно и вступит, а с нынешним -- побрезгует.

А. Суздальцев, 18.02.2018

Белоруссия, Лукашенко

Previous post Next post
Up