В городе Сочи тёмные ночи. А впереди Брюссель...

Oct 15, 2017 23:30



Уходишь - уходи. Не дешеви шантажом (антология семейного опыта)

Нередко события, происходящие в российско-белорусских отношениях, вдруг начинают приобретать если не мистический, то уж точно конспирологический характер. Из последних примеров такого рода ситуаций можно напомнить интригу о вероятности посещения президентом России белорусских военных полигонов во время сентябрьских 2017 года совместных российско-белорусских учений «Запад-2017».

Не меньший информационный ажиотаж в белорусском медиа-пространстве был вызван встречей В. Путина и А. Лукашенко вечером 10 октября в Сочи . Между прочим, предварительно в Москве не скрывали, что В. Путин вообще не планировал встречаться с гостем из Минска…

[Spoiler (click to open)] Однако, в любом случае появление белорусского президента на октябрьском 2017 г. заседаниях Совета глав государств СНГ, так и Высшего Евразийского экономического совета, предоставило редкую возможность понаблюдать за его реакцией на внешнеполитические вызовы, с которыми регулярно сталкиваются амбиции А. Лукашенко на региональном уровне. При этом не стоит забывать, что от международной арены А. Лукашенко до настоящего дня все-таки отстранён, но, как известно, белорусский президент настроен на свой политический бенефис в рамках саммита «Восточного партнерства» (24 ноября 2017 г., Брюссель).

Президентские капризы

Трудно понять, какая муха укусила А. Лукашенко, но, уже выходя из президентского самолета в сочинском аэропорту, глава белорусского государства выглядел так, словно он приехал с проверкой исполнения своих распоряжений по организации уборки урожая в хозяйствах Кубани. Видимо, именно по этой причине в группе встречающей белорусского президента преобладали местные чиновники - губернатор Краснодарского края В. Кондратьев и мэр Сочи А. Пахомов. Из «московских» в аэропорт «заскочил» только директор Департамента государственного протокола МИДа России И. Богдашев.

Необходимо напомнить, что октябрьский визит белорусского президента в южную столицу России считается рабочим, так что какими-то особыми церемониями принимающая сторона могла и пренебречь. Однако, вряд ли столь «внутрироссийский» уровень приема мог удовлетворить самолюбие А. Лукашенко, который уже представляет себя во всем «блеске» признанного цивилизованным миром законного правителя Беларуси в столице Евросоюза

Стоит отметить, что и весь рабочий день 11 октября, уже в ходе саммита, А. Лукашенко вел себя исключительно склочно, постоянно претендуя на внимание если не коллег-президентов, то хотя бы СМИ. По сути, белорусский президент демонстрировал, что уровень саммитов СНГ он давно перерос, а сидеть ему с представителями той же Армении или Киргизии за одним столом явно ему не по рангу. Так что А. Лукашенко считал своим правом выражать недовольство высокому собранию через ранее заготовленные нотации и иные поучения…

Всё это выглядело несколько забавно, так как в центре внимания на саммите, если не считать хозяина встречи В. Путина, все-таки оказался президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, а не глава Беларуси. Во всяком случае, президенты России и Казахстана находились в постоянном контакте, что, если учесть роль Астаны в сирийском урегулировании, не вызывает удивления.

Суть недовольства

Между тем, сирийская тема, как и масштабный российско-американский кризис на саммите только упоминались, но глубоко не обсуждалась. По традиции не обсуждались и другие сложные проблемы уже постсоветского пространства - Нагорный Карабах, Приднестровье, а также украинский кризис. Вряд ли это могло устроить А. Лукашенко, считающего себя настоящим «экспертом» по Украине, которому нужно было как-то «засветиться» перед Брюсселем в роли лидера мирового уровня. Однако, на саммите присутствовали только два реальных «геополитика» - В. Путин и Н. Назарбаев, а вот белорусский президент, несмотря на минский переговорный процесс, известный своей безрезультативностью, до геополитического статуса так и не дорос…

Но помимо глобальной проблематики, обсуждение которой лидерами стран СНГ, естественно, повысило бы рейтинг А. Лукашенко как внутри Беларуси, так и за её пределами, главный повод для раздражения белорусского президента легко обнаруживался в «неэффективности» СНГ. В Сочи белорусский президент обращался к данной проблеме неоднократно: "Но мы по-прежнему топчемся на месте. Заявление о востребованности Содружества нужно подкрепить конкретными действиями" (https://www.sb.by/articles/zayavleniya-o-vostrebovannosti-sng-nado-podkreplyat-konkretnymi-shagami-v-ekonomicheskoy-sfere-lukash.html).

С одной стороны, можно понять раздражение белорусского президента. Несмотря на то, что в рамках встреч, как рамках СНГ, так и евразийской «пятерки» (на заседании Высшего Евразийского экономического совета) обсуждались стратегически важные вопросы (развитие таможенного регулирование, выработка совместной промышленной политики, законодательство в отношении естественных монополий, создание «цифровой экономики» и т.д.), все эти вопросы носили в большей степени теоретический характер. Но А. Лукашенко хотел бы получить как от СНГ, так и от ЕАЭС реальных денег, причем не завтра, а сегодня. Между тем, словно надсмехаясь над вечными поисками белорусского президента финансовых ресурсов, в Сочи никто, включая В. Путина, денег А. Лукашенко не предлагал, что, естественно, вызывало у гостя из Минска понятное раздражение («пустые разговоры»).

Разочарование вызвало и обсуждение проблем экономического сотрудничества между странами СНГ и ЕАЭС. Стоит напомнить, что на региональном уровне Беларусь традиционно выступает за «открытость рынков» и «равные условия хозяйствования». На саммите А. Лукашенко вспомнил и о доступе партнеров по евразийской интеграции к госзакупкам (стоит напомнить, что объем госзакупок в России в 2016 г. достиг 30 трлн. рублей - едва ли не 500 миллиардов долларов США, т.е. почти 9 ВВП Республики Беларусь), заявив: «Мы имеем для этого хорошую основу - договор о зоне свободной торговли. Он предусматривает, что одним из следующих шагов должно стать обеспечение равных условий доступа к госзакупкам.
В прошлом году пятью государствами подписан протокол о правилах и процедурах регулирования госзакупок. Идет работа по его реализации… С одной стороны, заявляем об открытости в торговле, с другой - не допускаем друг друга к закупкам в госсекторе, формирующем крупную долю рынка» http://president.gov.by/ru/news_ru/view/zasedanie-soveta-glav-gosudarstv-sng-17287/

Любопытно то, что при этом белорусский президент уклонился от констатации того общеизвестного факта, что Беларусь остается мировым (!) рекордсменом по количеству торговых барьеров (более двадцати), препятствующих доступу российских товаров на белорусский рынок, что в итоге, отражается на их стоимости на белорусском прилавке. Продать, к примеру, в Беларусь тот же «Камаз», трактор Кировского завода или комбайн Ростсельмаша просто невозможно.

Твердя о «равных условиях хозяйствования» и «равного доступа к госзакупкам» А. Лукашенко мог бы отметить, что с одной стороны ни одну из российских компаний к белорусским госзакупкам не подпустят на пушечный выстрел. С другой стороны, не является тайной и то, что требуя «открытости рынков», А. Лукашенко ратует за свой контрабандный бизнес, доход от которого достигает по самым приблизительным расчетам от 1,0 до 1,5 млрд. долларов в год.

Но с другой стороны, не стоит забывать, что столь решительная и эмоциональная риторика белорусского президента за столом как лидеров СНГ, так партнеров по ЕАЭС, не могла скрыть тот факт, что в свою очередь А. Лукашенко не смог предложить что-то от Беларуси: либо нечего, либо уже предложено третьим лицам.

Вся белорусская риторика об «эффективности СНГ/ЕАЭС» связано с желанием использовать данные международные региональные и интеграционные объединения в качестве непосредственных или косвенных доноров белорусской экономики. Иными словами, белорусский президент жаловался, что ему мало платят за участие Беларуси в интеграционных процессах на постсоветском пространстве.

В итоге, А. Лукашенко вел себя на саммите, как капризный и избалованный ребенок, привыкший к подачкам и безнаказанности. Это исключительно важно, так как с одной стороны говорит о том, что А. Лукашенко остается в рамках своей отработанной за два десятилетия иждивенческой политики по отношению к Москве.

С другой стороны, поведение А. Лукашенко подтверждает то, что в белорусском истеблишменте остаются в статусе доминирующих традиции использования России, а вместе с ней и возглавляемых Москвой интеграционных проектов, в качестве «дойной коровы». Безусловно, с учетом того, что А. Лукашенко уже «сидит» на «брюссельских чемоданах», то поведение белорусского президента в Сочи можно воспринимать не иначе, как привычный для него шантаж. Вот только «площадка» для столь яростной риторики была выбрана не очень удачной - Содружество независимых государств.

СНГ

Видимо кое-кому в Минске придется вспомнить, что СНГ является региональной организацией, по сути, олицетворяющей постсоветское пространство, как, к примеру, Организация африканского единства или Совет Европы, и только в последнюю очередь интеграционным проектом. Попытки «разогнать» Содружество до полноценной интеграции предпринимались с момента его основания в 1991 году, но стремление молодых правящих элит в государствах региона к полноценному суверенитету, сохраняя при этом финансово-ресурсную поддержку со стороны России («советское иждивенчество») в итоге выродилось в «разноуровневую и разноскоростную» интеграцию.

Любопытно то, что до настоящего времени в среде политических классов стран СНГ, включая даже Россию, сохраняются иллюзии в отношении «разноуровневой и разноскоростной» интеграции, формально позволяющую отдельным странам постсоветского пространства не входить на равных условиях в тот или иной интеграционный проект, беря на себя соответствующие обязательства и передавая наднациональным органам определенную часть суверенитета, а подключаться к тем интеграционным форматам, которые наиболее выгодны той или иной стране региона, что позволяет уклоняться от солидарной ответственности членов интеграционного проекта за успех общего дела. Иными словами, это все равно, как присоединяться к банкету, когда захочется покушать и при этом ни за что не платить.

Понятно, что для того, чтобы такого рода интеграционный «табор» продолжал существовать и даже развиваться, ему необходим безусловный и сильно мотивированный лидер, обладающий неограниченными финансовыми и ресурсными возможностями. До настоящего времени все более-менее устойчивые интеграционные проекты в регионе обеспечивала Россия.

Является ли СНГ полноценной экономической интеграцией? Безусловно, нет, но участие в СНГ, в принципе полезно, так как благодаря соглашениям, заключенным в рамках данного объединения, уже больше четверти века в регионе функционирует сложный механизм взаимных экономических и социальных отношений, включая торговлю, транспорт, связь, безвизовый режим, социальные гарантии и т.д. Понятно, что если эти контакты начать с «чистого листа», финансовые потери для стран региона будут колоссальными. Именно по этой причине, до сегодняшнего дня Грузия, официально вышедшая из СНГ, сохранило своё участие в ряде договоров СНГ. Устранилась от участия в деятельности СНГ и Украина, хотя так и не оформила свой выбор. Так что А. Лукашенко зря так кипятится, так как и он в свое время приложил немало усилий для того, чтобы СНГ осталось только «клубом по интересам».

«Портфель»

Современный СНГ похож на двуслойный пирог. В основе Содружества - комплекс важных и незаменимых договоров и соглашений, скрепляющих регион. Надстройка -весьма востребованная «площадка» для общения лидеров стран постсоветского пространства. Вопрос об эффективности такого рода президентских «посиделок» остается открытым, хотя автор этих строк считает, что прямой диалог между соседями, часть из которых, прямо скажем, готовы при случае вцепиться друг другу в глотку, безусловно «эффективнее», чем боевые действия.

Понятно, что в основе диалога в рамках СНГ лежит сложная мозаика двусторонних встреч, которые и занимают основное время саммитов. К примеру, А. Лукашенко 11 октября действительно провел очень результативную встречу с президентом Узбекистана. В свою очередь, В. Путин переговорил буквально со всеми гостями, не пожелав встречаться только с одним - А. Лукашенко.

О встрече с президентом Беларуси российские СМИ не сообщали, если не считать свидетельство корреспондента «Коммерсанта»: «Через час темнота сгустилась над резиденцией Бочаров Ручей (кто-то, конечно, скажет сразу, что она над ней всегда, но это не совсем соответствует действительности)... И в этой темноте, никем не объявленный и не анонсированный, во двор резиденции въехал кортеж президента Белоруссии Александра Лукашенко (вечер 10 октября 2017 г. - А.С.». (https://www.kommersant.ru/doc/3434882).

Формат ночной российско-белорусской встречи на высшем уровне был столь неоднозначный, что даже в белорусских СМИ обмолвились, что она состоялась исключительно «на ногах». Иными словами, президент России не предложил своему коллеге даже присесть…

Между тем, еще не было случая, когда бы А. Лукашенко появился перед В. Путиным, не захватив с собой «портфеля» предложений и просьб. Стоит напомнить, что Минску необходимо в ближайшее время дать свой ответ насчет «пакетного соглашения» о транзите белорусских нефтепродуктов через российские морские терминалы. А впереди Брюссель… Но, видимо, В. Путин всё это учитывал. Так что минский «портфель» оказался бесполезен на фоне темной сочинской ночи.

А. Суздальцев, Москва, 15.10. 2017


Белоруссия теряет свое транзитное значение для России

Беларусь, саммит, СНГ, Лукашенко

Previous post Next post
Up