Оказывается, в декабре 2014 года международная исследовательская компания Awara Group опубликовала работу "Путин 2000 - 2014 гг. Промежуточные итоги: диверсификация, модернизация и роль государства в российской экономике". В этом мозговзрывающем и шаблоноразрывающем для оппозиции исследовании делается вывод, что Россия "достигла впечатляющих достижений за прошедшее десятилетие в области подъёма, реструктуризации, диверсификации и модернизации экономики". И что "российская экономика достигла первичной зрелости, что обеспечивает ей надёжную базу для последующего рывка к дальнейшей индустриализации и созданию развитого промышленного производства, использующего самые передовые технологии".
Дабы не травмировать души разного рода оппозиционеров, не буду приводить всю 60-страничную работу "Авара груп", но приведу лишь ключевые выводы и аргументы, которые разрывают наиболее известные шаблоны.
*** [Spoiler (click to open)]Промышленное производство в России выросло более чем на 50%, и это при том, что в то же самое время оно было полностью модернизировано. За 10 лет Россия полностью модернизировала свою экономику и промышленность, удовлетворив тем самым огромный внутренний спрос
Те, кто привык слышать о том, что Россия якобы ничего не производит, а также верить легенде о том, что ничего не делается для развития и диверсификации экономики, возможно, будут удивлены, узнав, что рост промышленного производства в России увеличился более чем в 2 раза 2000‐2013 гг.
Следует отметить, что этот индекс является физическим показателем объёма и поэтому не зависит от роста цен. Более того, следует признать, что параллельно с указанным ростом в абсолютных величинах была проведена полная модернизация и техническое перевооружение российской промышленности в целях повышения качества и привлекательности производимых товаров. Россия больше не производит низкокачественные товары, не пользующиеся спросом на рынке, как это было в позднем СССР. Продукция, производимая в России сегодня, вполне способна составить конкуренцию аналогичной импортной продукции в данных ценовых сегментах.
К примеру, Россия почти удвоила объём производства автомобилей (легковых автомобилей, грузовиков и автобусов) - с 1 279 000 автомобилей в 2003 г. до 2 175 000 автомобилей в 2013 г.. Удвоился объём производства пищевых продуктов: в разы увеличилось выращивание скота и птицы. По доле занятого населения в производстве (14,5%) Россия входит в список развитых стран, ей уступают Нидерланды, США, Франция.
Российское правительство проводит программу широкомасштабного инвестирования во все секторы экономики, самые существенные доли приходятся на авиацию, кораблестроение и высокотехнологичное оборудование. Нельзя не отметить развитие одного из ключевых направлений развития - производства фармацевтических препаратов.
Экспорт продукции, не связанной с углеводородами, вырос на 250% (у Великобритании за эти годы на 90%). Совокупный экспорт России вырос в 5 раз. Доля дохода от экспорта природных ресурсов в ВВП за 2000-2012 года уменьшилась более чем в два раза - с 44,5% до 18,7% (а если только нефти и газа, то 16%).
Нам постоянно напоминают, что нефть и газ составляют 70% российского экспорта. А затем нам подбрасывают вывод о том, что Россия якобы не сделала ничего для диверсификации своего экспорта. Действительно, на нефтегазовую отрасль приходится прим. 70% экспорта. Однако в то же время совокупный объём экспорта вырос пятикратно за 2000-2013 гг. (со 103 млрд до 526 млрд долл. США)
Критики упускают из вида, что, собственно, в самой структуре экспорта нефти и газа наблюдается интересная тенденция диверсификации, связанная с тем, что Россия совершила удивительный переход от экспорта сырой нефти к экспорту продуктов нефтепереработки с более высокой добавленной стоимостью. Экспорт нефтепродуктов вырос на 900% (с 10,9 млрд до 109 млрд долл. США). Доля нефтепродуктов с более высокой добавленной стоимостью выросла относительно сырой нефти в общей структуре экспорта нефти с 30,6% до 38,6%.
Экспорт машин и оборудования вырос с 9 млрд до 28 млрд долл. США - на 210%. Рост объёма экспорта машин и оборудования за вычетом военной техники и вооружений составил 370%.
Экспорт военной техники и вооружений - прим. 13 млрд долл. США. В настоящее время Россия и США делят первое место как экспортёры военной техники и вооружений.
Объём экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания стремительно вырос почти с нуля до 16 млрд долл. США (график 5). На сегодняшний день Россия входит в пятёрку мировых лидеров по экспорту зерна (22 млн тонн в 2012 г.) Объём российского экспорта продуктов питания превышает объём экспорта военной техники и вооружений.
Особо следует выделить недавний успех России в области экспорта услуг (которые не включены в вышеуказанные данные об экспорте товаров), а именно экспорта программного обеспечения и работ по программированию: всего за несколько лет он вырос с 500 млн долл. США в 2003 г. до 5,2 млрд долл. США в 2013 г.
Доля прибыли от нефти и газа в государственном доходе составляет отнюдь не 50%, как многие утверждают, а всего лишь навсего 27,4 %.
Федеральный бюджет - это только один из трёх элементов российской системы государственных доходов. Часть налогов перечисляется в региональные бюджеты: все суммы налог на доходы физических лиц и прим. 2/5 поступлений по налогу на прибыль организаций, а все страховые взносы перечисляются в соответствующие социальные фонды. Все эти поступления обычно консолидируются в так называемый Консолидированный бюджет Российской Федерации, который Федеральное казначейство также публикует на своём веб‐сайте.
Доля налоговых поступлений от экспорта нефти и газа (включая таможенные сборы) в составе консолидированного бюджета России - 27,4% (2013 г.). Это становится очевидным из обзора фактических доходов консолидированного бюджета России за 2013 г. (график 28) по данным финансового издания «Ведомости».
И это ещё не всё. Критиков России ждут и другие неприятные новости: доходы от продажи нефти и газа даже не являются основным источником доходов бюджета. Первое место теперь принадлежит налогам с фонда оплаты труда, налог на доходы физических лиц и отчислениям на социальное страхование.
Между прочим, в российском нефтегазовом секторе занято всего лишь прим. 3% от общей численности рабочей силы страны. Этот показатель призван лишить критиков возможности снова приписать поступления от налогов с фонда оплаты труда нефтегазовой отрасли. Таким образом, поступления от налог на доходы физических лиц не могут рассматриваться в качестве производной от нефтегазовой отрасли.
По нашей оценке, совокупная налоговая ставка в отношении нефтяной отрасли составляет 70%-75% при цене на нефть 100 долл. США за баррель.
По своему обыкновению, критики отказываются признавать заслуги Путина в деле удивительного роста экономики России с того момента, как он возглавил страну. Всё это было якобы достигнуто за счёт неожиданных доходов от экспорта нефти после роста цен на сырую нефть на мировых рынках. На самом деле, всё дело в том, что ранее экспортёры природных ресурсов использовали изощрённые схемы для уклонения от уплаты налогов России путём направления сырьевых товаров через подконтрольные офшорные структуры. А Владимир Путин, разобравшись с Ходорковским, смог принять законодательство, обеспечившее налогообложение огромных нефтяных активов России во благо российской экономики и её народа.
Показатель производительности труда в России находится на уровне в 80% от показателей большинства западных передовых стандартов, а не 40%, как это часто утверждается.
Журнал Fortune в своём ежегодном рейтинге компаний Fortune 500 Global предпринимает особенно ложную попытку определить производительность труда на примере глобальных корпораций Журнал Fortune не мудрствует лукаво, просто деля доходы каждой корпорации на численность занятых в ней работников. Тем самым он пытается скорректировать доходы относительно уровня цен, и поэтому корпорации в странах с высокими ценами выглядят более прибыльными. Рассмотрим пример.
Предположим, существуют две парикмахерские с численностью работников 10 человек: одна из них находится в Лондоне и предлагает мужские стрижки по цене 20 долл. США, а другая - в Воронеже и предлагает постричься за 5 долл. США. Обе парикмахерские выполняют 100 аналогичных стрижек в день, обслуживая каждого клиента за 30 минут. Таким образом, мы приходим к выводу, что производительность труда в обеих парикмахерских одинаковая. Однако если применять метод журнала Fortune, то получается, что лондонская парикмахерская работает в четыре раза эффективнее воронежской, потому что цены в ней в четыре раза выше. Таким образом, совершенно непонятно, какая из парикмахерских прибыльнее. А если учитывать стоимость аренды в Лондоне, уровень оплаты труда работников и прочие издержки, то, весьма вероятно, что воронежская парикмахерская окажется прибыльнее.
Естественно, что производительность труда в России не отстает 60% от мирового уровня, о чём нам сообщает журнал Fortune и его последователи. По нашему обоснованному предположению, реальный разрыв в производительности труда составляет порядка 20%. Причины этого можно разбить на пять категорий: 1) низкая база после коллапса советской экономики и анархии 1990‐х гг.; 2) технологическое отставание; 3) забюрократизированные нормативные акты и административная практика на общегосударственном уровне; 4) низкий уровень управления и корпоративной культуры на уровне корпораций; 5) неразвитая транспортная инфраструктура.
Ну и наконец, показатель номинального ВВП России за 12 лет вырос свыше чем на 1000%.
В 1999 году он составлял 196 млрд долл. США, к концу 2012 г. - 2 015 млрд. После проведённых Путиным налоговой реформы и других масштабных реформ российского общества, таких, как укрепление судебной системы, создание правового государства и реформирование системы государственного управления, валовый внутренний продукт (ВВП) России в долларовом выражении вырос десятикратно.
Критики хотят заставить нас поверить, что президент Путин не имеет никакого отношения к этому выдающемуся росту ВВП России и что это якобы является результатом стремительного роста цен на нефть и газ на мировом рынке. В связи с этим доводом предлагаем изучить график, на котором сравнивается рост ВВП России с ростом ВВП трёх других стран‐экспортёров нефти: Саудовская Аравия, Норвегия и Венесуэла
ВЫВОД Это исследование доказало неправоту легенд о положении и динамике развития российской экономики, которые так охотно распростряняют западные аналитики и псевдолиберальные российские ученые и политики. Вопреки утверждениям, что Россия «ничего не производит» и беззаботно «полагается на нефтегазовую ренту», «пренебрегая» необходимостью диверсификации и модернизации, сейчас становится очевидным, что российская экономика вполне жизнеспособна и демонстрирует впечатляющие результаты.
Мы должны быть весьма удовлетворены результатами, достигнутыми за десятилетие. Но при этом мы никоим образом не считаем, что Россия может почивать на лаврах. Речь не идёт о том, что российская экономика находится в идеальном состоянии, она далека от этого. Речь идёт о том, что российская экономика достигла первичной зрелости, что обеспечивает ей надёжную базу для последующего рывка к дальнейшей индустриализации и созданию развитого промышленного производства, использующего самые передовые технологии. Именно поэтому мы уверены в том, что Россия сможет совершить «настоящий индустриальный рывок», о котором недавно говорил президент Путин.
Путин предполагает создание сильных национальных компаний в машиностроительной и обрабатывающих отраслях, способных стать крупными экспортёрами промышленных товары, конкурентоспособных на мировых рынках. По словам Путина, это также послужит мощным стимулом для новых инвестиций в прикладную науку и НИОКР в областях машино‐ и приборостроения. Основываясь на достигнутых результатах, считаем, что поставленные цели достижимы. Источник