Сегодня день народного единства, праздник Казанской иконы Божией Матери. Накануне праздника 4 ноября уже традиционно оппозиция начинает собирать умственные силы и радостно объяснять, что никакого праздника в этот день нет и быть не может (как же им не хочется, чтобы у нас был хоть один праздник, связанный с героическими событиями русской истории, в особенности посвященный победе над западными интервентами. Тут уже возникают личные обиды). Но Бог с ними, с убогими, молитесь о нас, бедные Николки.
В этот день в 1612 году закончился один из самых тяжелых периодов в Русской истории. Был освобожден от интервентов Китай-город, после чего освобождение Кремля стало неминуемо. [Spoiler (click to open)]«Заутра ж воеводы ж град Китай приступом взяли по словеси святаго Сергия чюдотворца, и много в нем литвы и немцов побили, оставшии же в Кремль вогнали… и седоша в Китае христолюбивое воинство. (Сказание Авраамия Палицына). С. Шаховской пишет, что после взятия Китай-города, «поляки же все единодушно вскричали: «Пусть будут посланы послы к воеводам и предводителям московского войска просить у них милости, да не предадут нас горькой смерти. И это засвидетельствуем грамотой». И отправляют послов за стены Кремля к воеводам московским просить их милости». Арсений Елассонский отмечает, что «На рассвете дня, в четверг, в шестом часу того дня, легко, без большого боя, великие бояре и князья русские с немногими воинами взяли срединную крепость и перебили всех польских воинов. Великий же староста Струсь, остававшийся во внутренней крепости с немногими солдатами, попросил о мире под тем условием, что¬бы они не предавали смерти ни его, ни находившихся с ним. Великие бояре и князья, смилостивившись, выслушали их просьбу, и, отворивши ворота крепости, оба великие боярина с русскими солдатами вошли внутрь центральной крепости и в царские палаты». Таким образом, согласно источникам, после взятия Китай-города участь осажденных в Кремле была решена и все оставшиеся дни ушли на освобождение пленных и переговоры об условиях сдачи, после чего без боя ворота были открыты. Этот же вывод подтверждают и исторические исследования. А.А.Новосельцев пишет, что «Занятие Китай-города имело решающее значение. Осажденные начали немедленно переговоры о сдаче, домогаясь только одного - спасения жизни».
В чем смысл данного дня? Прежде всего, мы наконец то обрели праздник, связывающий нас с важнейшим событием нашей истории до 1917 года. Западные страны имеют множество праздников, фиксирующих в сознании основные события истории государства. И поэтому это очень важный шаг вперед. В первые годы после установления праздника он был национализирован холмогорообразными и поткиноподобными существами и чуть не превратился в праздник шпаны и маргиналов. Однако в последние годы националистов в этот день успешно вытеснили с улиц и из информационного поля многочисленные позитивные акции, из которых складывается ритуал праздника.
Кроме того, данная дата служит напоминанием о трагическом периоде истории и призывает извлекать уроки. Нужно помнить, что одна из главных задач истории - предостерегать. Предостерегать конкретного человека или целое общество от уже совершенных ошибок. И вместе с этим - подсказывать правильную дорогу на основании накопленного исторического опыта, чтобы многократно не проходить одну и ту же дорогу и не падать в одном и том же месте. В этом смысле опыт Смуты начала XVII в. и ее преодоления поистине бесценен, рассматривая события тех далеких лет можно найти множество параллелей с нашим неспокойным временем. Но если Смута XVII века была успешно преодолена (страна в целом была восстановлена уже при Михаиле Романове (1613-1645 г., то есть за 32 года), то, значит, вопреки всем предсказаниям либеральной прессы есть механизмы и возможности преодоления нынешней Смуты.
Что общего у нас сегодня с теми событиями, которые происходили 300 лет тому назад. Многочисленные сочинения, оставленные очевидцами событий, говорят о том, что истинная причина бед, постигших Россию, крылась в слабости общественной инициативы, в социальном равнодушии, когда люди стали думать не о государстве и его судьбе, а «мысляще лукавне о себе». Личный эгоизм обернулся крахом всего общества. «Стремление уклониться от личной ответственности, эгоистическая привычка передать в руки «власть предержащих» и свою собственную судьбу, и судьбу Родины - вот что привело к тому, что ставшая «безначальной» Русская земля «побрела розно» - пишет историк Л.Н.Пушкарев. Не снимая ответственности за происходящее с власти, современники пишут о том, что в происходящем виновато общество в целом. «Согрешили все от головы и до ног, от великих и от малых, от святых и царя, от инок и святых», - писал в своем «Временнике» Иван Тимофеев. Если присмотреться к тому, что происходит в России сейчас, то нельзя не согласиться с тем, что привычка перекладывать ответственность с себя на власть никуда не исчезла.
Можно напомнить, что 300 лет тому назад впервые в русской истории народ стал ответственным за судьбу государства. Народ выбирает Бориса Годунова, свергает Лжедмитрия и Шуйского, отвергает семибоярщину, кандидатуру польского королевича Владислава, выдвигает Минина и выбирает царя в 1613 г., положив тем самым, по мнению В.О.Ключевского, конец Смуте. Можно проследить, как шло «расцаревание» общественного сознания - от шурина царя Бориса Годунова к Лжедмитрию, от Лжедмитрия к не имевшему уже почти никакого отношения к прежней династии Шуйскому, от Шуйского к семибоярщине. Авторитет власти, доверие к ее легитимности падали все ниже и ниже, уверенность в собственных силах и независимости от власти становились все тверже. Пройдя сквозь чехарду наследников престола, сквозь хаос и распад, люди вновь выбрали царя, в котором видели единственную надежду на восстановление государства, а вместе с тем и порядка. Не случайно Иван Сусанин погиб вместе с шайкой сброда, которая, узнав о выборах царя, двигалась в Кострому, чтобы убить его и тем самым продолжить хаос и безвременье.
Осознание своей личной сопричастности судьбам государства привело к созданию добровольного ополчения для защиты Отечества - впервые в русской истории. Именно в начале XVII в. зарождается идея патриотизма, которая затем становится неотъемлемой частью русского менталитета. Осознав свою ответственность за судьбу Родины, люди стали искать образец, пример, которому можно было бы следовать. Не случайно в годы Смуты возрос спрос на морально-этическую литературу, говорящую о сущности человека, о его нравственном облике, его месте в истории. В них люди находили не только сетования на происходящее, но и обязательные требования непрерывного морального совершенства, поскольку именно в этом авторы видели пути выхода из хаоса. На общем фоне распада и хаоса особенно четко выделялись фигуры патриарха Ермогена, Василия Скопина-Шуйского и защитников Троице-Сергиевого монастыря. Патриарх погиб, замученный голодом, Скопин-Шуйский был отравлен завистниками, почти все защитники монастыря погибли, но именно они дали примеры того, как нужно действовать. Они показали главное - что даже в условиях полного распада и хаоса усилия одного человека могут значить очень много, могут объединить вокруг себя таких же стойких и твердых, рассеянных до поры в этой стихии и начать восстанавливать страну. Как известно, своим примером и своими «грамотками» Ермогену удалось поднять первое ополчение, а осаждаемый 18 месяцев и так и не сдавшийся Троице-Сергиев монастырь остался в истории уникальным примером стойкости и героизма.
В результате Смуту удалось преодолеть. Уже в то время из нее были извлечены важные уроки - русская земля, собравшись с силами, сама восстановила разрушенное государство, что показало воочию, что Московское государство не было созданием и «вотчиной» своего государя, но было общим делом и общим созданием «всех городов и всяких чинов людей всего великого Российского Царствия». Была осознана моральная ответственность народа за судьбу Родины. В литературных памятниках того времени неустанно подчеркивается, что единственно благодаря нравственной силе народа и была одержана победа над врагами. Грамотки Смутного времени содержат фразу «быть всею землею в любви, и в совете и в соединении».
Примеры крайне убедительные. Сегодняшнее утверждение национального начала, осознание своей принадлежности к великой истории также находит свои прямые параллели в событиях начала XVII в. Тогда против всех ожиданий, Россия отразила польское вторжение, сегодня ей удалось всерьез изменить ситуацию на Кавказе и продолжать сдерживать угрозу распространения терроризма. В целом ситуация сегодняшних дней показывает, что Россия уверенно усваивает многие уроки Смуты начала XVII в. Власть, как в 1607 году, выразила готовность признавать свои ошибки и ждет этого же от общества. Восстановление экономики, очищение культуры от маргинальных явлений, оздоровление сферы СМИ, (имеющее прямые параллели в предреволюционные годы, когда позиция большевиков, призывавших к поражению собственной страны в Первой Мировой войне была расценена, как предательство со всеми вытекающими отсюда последствиями) и многое другое свидетельствует о том, что Смута может быть преодолена. Разумеется, не все решения власти популярны, но в годы перелома быть по-другому не может. Россия многое уступила Западу за эти годы, но так же можно вспомнить 1617 и 1618 годы, когда с Польшей и Швецией были заключены договоры почти на любых условиях - во имя прекращения войны и восстановления порядка. Способность видеть вдаль позволяла более спокойно относиться к сиюминутным уступкам. Эту способность мы сегодня также только начинаем восстанавливать.
Тесный и во многом вынужденный контакт России и Запада - еще один важный итог Смуты. Научившись смотреть на Запад без прежнего предубеждения, Россия, однако, выбрала собственный путь развития и только преобразования Петра выдвинули на первый план главное «национальное достоинство» - способность усваивать западные ценности. Сегодня в России создается политический, социальный и национальный порядок, популярный в стране и существенно отличный от западного пути развития. И хотя, с точки зрения многих западных политиков и обозревателей, этот порядок недостаточно честный и демократичный, но именно его утверждению последние годы Россия обязана спасением от полного распада, который еще пятнадцать лет назад уверенно предсказывали аналитики.
В итоге главным уроком Смуты становится то, что она преодолима. Не сразу и не безболезненно. Но преодолима. И залог успеха - «быть всею землею в любви, и в совете и в соединении». Необходимо осознать, что оголтелая критика (никогда не заканчивающаяся предложением вопроса «что делать?» и ответом на него), борьба с властью, традициями, наследием «проклятого прошлого» сегодня борьба с Россией. С распадом власти исчезнет страна, с уничтожением культуры исчезнет нация, с разрушением Церкви окончательно восторжествует безнравственность. Об этом нельзя забывать. Один раз Россию уже «проболтали на грязных площадях». Второго раза быть не должно.