Энергетический инсульт: успехи Яценюка газообразны - не видно, но пахнут

Sep 21, 2015 14:36



Премьер-министр Украины Арсений Яценюк в Верховной раде говорил о проблемах нефтегазовой отрасли, как о достижениях, и о процессах, как о результатах, при этом особое внимание он уделил газовому спору с Россией.

У парламентариев возникло немало вопросов к главе правительства, которому посчастливилось выступать в Верховной раде как раз после того, как был повержен один из его оппонентов - лидеру Радикальной партии Олегу Ляшко оставалось лишь созерцать отблески собственной репутации после ареста радикала Игоря Мосийчука. На этот раз Яценюк обратил свое острие против лидера фракции «Батькивщины» Юлии Тимошенко, и хотя он и не называл ее имени, было ясно, что именно на ее критику он в основном и отвечает. Кроме того, премьер решил поворошить старое, затронув вопрос газового соглашения с Россией 2009 года, а в свои достижения включил иски к российской стороне.

«Нафтогаз» надеется договориться с «Газпромом» до конца сентября

Глава НАК «Нафтогаз» Андрей Коболев объявил о том, что компания провела аудит всей группы с привлечением «большой четверки». «Убыток компании на прошлый год составил 88 млрд гривен. Основная причина этого убытка - завышенная стоимость импортированного газа, который «Нафтогаз» вынужден импортировать из России», - отчитался он и задел Тимошенко тем, что упомянул ее недавнее заявление касающееся формирования цены на украинский газ для населения.

«Я знаю, что в парламенте происходит определенная манипуляция фактами. Показывают, например, акты между «Нафтогазом» и «Укргаздобыча». Это действительно, самая низкая цена на газ, которая есть в нашем балансе. Но надо тогда показать и другой акт, за январь этого года - между «Нафтогазом» и компанией «Газпром», в котором четко указано, что контрактная цена поставляемая по этому контракту газа составляет 435,68 долларов за тысячу кубометров. Поэтому когда мы говорим о себестоимости газа, который поставляется населению, надо смотреть на газ собственной добычи и на газ импортированный. Вот его реальная контрактная цена, которая была снижена с помощью переговоров, благодаря усилиям и правительства, и министерства», - заявил Коболев, не преминув сделать реверанс в сторону кабмина.

Он вспомнил о том, что Тимошенко заявляла о необходимости отдавать газ украинской добычи населению. Глава «Нафтогаза» отметил, что он совсем не против, но указал, что для этого необходимо внести изменения в закон: это «будет определенной реприватизацией, но если такое решение будет с удовольствием «Нафтогаз» это сделает».

«Важно понять, что именно это правительство предложило настоящий корректный европейский механизм, который предусматривает защиту наиболее бедных слоев населения посредством механизма субсидий, льгот и дотаций. и сейчас эти высокие тарифы являются проблемой только для тех людей, который используют много газа и которые являются богатыми», - встал на защиту тарифной политики правительства Яценюка Коболев.

Переговоров с Россией он коснулся весьма осторожно, так как они еще не завершились, однако, управленец отметил, что «российские партнеры стали предлагать и более рыночные цены и более гибкие подходы, и они более гибко сейчас относятся к Украине как потребителю». «На нас снова начали смотреть как на коммерческий рынок, мы надеемся, так будет и дальше. И по нашим ожиданиям, мы попытаемся до конца сентября подписать соглашение, которое позволит нам привести нерыночную цену старого контракта с «Газпромом» максимально до рыночного уровня», - пообещал он.

Все нарекания на то, что цена на газ завышена он отверг: «Мне удивительно, что в этих стенах вы признаете таких понятий, как стоимость капитала, как амортизация. Если мы хотим быть европейской страной, нам надо признавать все эти стандарты западного мира, которые используются в нефтегазовой отрасли». На вопрос, зачем стране, вообще, нужен «Нафтогаз», Коболев решительно заявил, что кому-то надо брать на себя убытки.

«Цинично, мелко, слабо»

Арсений Яценюк, выступая в защиту тарифов, сказал, что всю ответственность за тарифную политику берет на себя: «Как премьер-министр я могу бы спрятаться за национальную комиссию по регулированию энергетики и коммунальный услуг, сказать, что это не правительство, не премьер подписывали постановление, а они - независимый орган, который назначается президентом, задавайте им вопросы. Это будет цинично, мелко и просто слабо».

Между тем, его отчет перед парламентариями выглядел несколько странно, так как речь шла не о результатах, а о процессах и позиционировании. «За последние два года мы наконец-то слезли с газовой иглы Российской Федерации. Около 70% газа поставляется из стран-членов Европейского союза по рыночной цене, а не по той, которая была подписана и согласована в 2009 году», - указал он, по-видимому, считая, что поставляемый таким образом газ перестает быть российским.

«Второе - мы обеспечили подачу исков к Российской Федерации в Стокгольмский арбитражный суд. Украина требует от российского «Газпрома» возврата 16 млрд долларов США убытков, которая Украина переплатила по цене на газ, так и не дополучила доходы по транзиту. Отдельно отмечу, что Российская Федерация обратилась с иском против Украины на основании тех же самых газовых контрактов по поводу взыскания с украинского государства 27 млрд долларов США за так называемый пункт в контракте, который назвался «бери или плати». Мы считаем требования российской стороны безосновательными и мы будем бороться за то, чтобы отстоять украинские национальные интересы», - доложил Яценюк о еще об одном «результате».

Юлия Тимошенко с таким выпадом в адрес своего контракта с Россией была категорически не согласна и исполнена подозрений. «Я что-то не помню, чтобы он критиковал эти контракты, когда он шел с партией «Батькивщина» на выборы. Когда его люди были с «Батькивщиной» в единой фракции, он не делал по газовыми контрактам ни одного замечания, когда его «Батькивщина» выдвигала на премьер-министра. А сейчас он превратился в Януковича и пытается действовать путем политических репрессий. Более того, я хочу сказать, что нынешнее правительство получает цену в 240 долларов и меньше именно по этому контракту. Я получила цену в 232 доллара в 2009 году именно по этому контракту», - заявила она позднее, посетовав на то, что ей не дали сказать это Яценюку, пока он был у парламентской трибуны.

«Масштабная коррупция»

Премьер увидел и другие успехи в отрасли - в рамках борьбы с коррупцией. «Третье. Закупочная цена. Наконец-то, на Украине нет посредников и газовых олигархов, которые наплодились за последние 20 лет. Именно потому, что цена была якобы низкой для населения - только из средств налогоплательщиков из государственного бюджета вымывались не десятки, а сотни миллионов долларов США, на чем и формировались газовые олигархи, которые, к сожалению, и на сегодняшний день имеют еще и политическое присутствие в украинскому парламенте, и отдельные политические силы на этом и дальше играют», - все это можно было бы счесть достижением, однако, учитывая рост тарифов и мнение политикума, это спорный момент.

«Придет время и нам придется отследить, были ли откаты при оплате за этот российский газ при этом контракте, и кто получал эти откаты. Сейчас откатов нет, потому что нет посредников», - утверждал он, намекая на то, что Тимошенко могла быть нечиста на руку. Лидер «Батькивщины», в свою очередь, непрозрачно намекнула, что спекулятивные схемы, ведь, по ее словам, населению по закону должен поступить газ собственной добычи в объеме 16,2 млрд кубометров, но «де-факто постановлением правительства отдано всего 10,6», то есть «5,6 млрд кубометров украинского газа на коррупционной основе отдается приближенным коммерческим структурам, и они получают дешевый газ, зарабатывают сверхприбыли». По ее мнению, в отрасли «господствует масштабная коррупция».

Премьер заверил, что правительство готовится к зиме, учитывая самый худший сценарий, а при минус 20 градусах зимой нужно накопить 19 млрд кубометров в хранилищах, в то время как потеряно 65% всех украинских шахт. «Невероятный дефицит угля и намеренные действия Российской Федерации, чтобы остановить поставки угля, также влияют на наш энергетический баланс. Объясню: если у нас нет угля, и этого угля не хватит для отопления, мы должны включать газомазутные блоки», - пожаловался Яценюк, намекая, что газа надо больше.

«Я бы очень хотел бы, чтобы тут был человек, который спрогнозирует количество угля, действия Российской Федерации и погоду», - подчеркнул он, и этим частично снял с себя ответственность за то, что будет происходить зимой.

«Антиевропейский поток»

Отвечая депутатам и политикам, которые упрекали его в забывчивости, он снова подтвердил, что себестоимость газа украинского производства составляет от 70 до 100 долларов. «Но в эту себестоимость не входит самое основное - инвестиции. Инвестиции, которые нам необходимы для того, чтобы бурить новые скважины и избавиться вообще от зависимости от российского газа как такового», - элегантно выкрутился премьер. В то же время Тимошенко тонко заметила, что «цена на украинский газ составляет 1900 гривен, и она абсолютно неубыточна». «Вы слышали, что руководитель государственного добывающего предприятия «Укргаздобыча» очень четко сказал, что у него по 2014-му году есть прибыль 1,4 млрд гривен, которой достаточно, чтобы развивать отрасль», - осадила бывшего соратника депутат.

Особенную скорбь Яценюк выразил в связи с газотранспортной системой Украины, и своими аргументами скорее загнал себя в ловушку, чем прояснил ситуацию: инвестиций западных партнеров в модернизацию газотранспортной системы нет, а значит решение РФ диверсифицировать транзитные риски вполне понятно, но премьер посчитал его «антиевропейским». При этом Яценюк называл проект «Южным потоком», подразумевая «Северный поток-2».

«Пока, к сожалению, нет предложений от наших западных партнеров, чтобы вступить в нашу газотранспортную систему и чтобы модернизировать ее, чтобы сообща ее оперировать и сообща зарабатывать деньги. Зато есть «Южный поток-2». Это классический антиевропейский и антиукраинский проект, цель которого следующая: если Россия с отдельными западными компаниями построит «Южный поток-2», то это означает, что Россия добьется своей цели и лишит Украину полностью услуг по транзиту природного газа странам-членам Евросоюза. Я назову вам цифры: общий объем наших доходов по действующему транзитному контракту, который должен быть быть намного больше, 2 млрд долларов США в год. Я думаю, что это не по-партнерски, когда Россия с западными компаниями хочет отключить самый прямой газовый поток в Европейский союз, безопасный газовый поток, дешевый газовый поток в Европейский союз, и лишить Украину и не только Украину 2 млрд долларов», - сообщил Яценюк, секундами ранее разводя руками по поводу европейских инвестиций в газотранспортную систему страны.

«На моей встрече с премьер-министром Словакии Робертом Фицо Словакия сделала такое же жесткое заявление. Потому что строительство второй ветки Южного потока лишает Словакию доходов в 800 млн долларов. Если где-то теряется почти 3 млрд долларов США, то у меня вопрос… поэтому я надеюсь на очень четкую позицию наших европейских партнеров, в частности европейской комиссии и стан-членов Европейского союза по недопущению реализации Российской Федерации плана по лишению Украины транзитного потенциала и миллиардов долларов», - заключил Яценюк.

Между тем, остается неясным, является ли такая эмоциональная оценка «Северного потока-2» настойчивым сигналом европейским партнерам поспешить на Украину с инвестициями в газотранспортную систему, или же Яценюк пытается переложить ответственность перед словацкими партнерами за провал Киева в привлечении инвесторов. Тем не менее, пока модернизация газотранспортной системы Украины остается под вопросом, Москва имеет основания беспокоиться о своих европейских потребителях.

Марина Шостак

газ, коррупция, газопровод, Тимошенко Юлия, Яценюк, Газпром, Нафтогаз, Северный поток-2

Previous post Next post
Up