Jan 24, 2011 21:27
Недавно столкнулась с такой ситуацией: пришлось менять
бракованные обои (покупала на рынке). Сначала сказали, что деньги могут
возвращать в течение 3-х дней. Меня это очень напугало. А самое страшное: я
поняла, что совершенно не знаю своих прав и законов. В моём случае всё
завершилось хорошо, деньги вернули в этот же день.
Но на будущее хотела бы знать, как в таких случаях надо
поступать. Может, и другим это пригодится. Если проконсультируете, буду очень
признательна.
Ответ:
Вопросы защиты прав потребителей на сегодняшний день,
действительно, очень актуальны. Мало кто знает свои права в этой области, ведь
на самом деле здесь много нюансов. Поскольку вы обрисовали конкретную ситуацию,
для начала прокомментирую ее.
Права потребителя регулируются в РФ Федеральным Законом
"О защите прав потребителей". Вооружившись этим законом, вы сможете отстоять свои права.
Во-первых, надо знать, на что вы имеете право при
обнаружении недостатков товара.
Согласно ст. 18 указанного ФЗ:
Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если
они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
-потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и
(или) артикула);
-потребовать замены на такой же товар другой марки (модели,
артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
-потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
-потребовать незамедлительного безвозмездного устранения
недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим
лицом;
-отказаться от исполнения договора купли-продажи и
потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его
счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель
вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие
продажи товара ненадлежащего качества.
Во-вторых, нужно знать, в течение какого срока после покупки
некачественного товара можно его обменять или вернуть за него деньги.
В соответствии со ст. 19 ФЗ потребитель вправе предъявить
указанные требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или
уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении
недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока
годности.
В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки
годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования,
если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со
дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом
или договором.
В отношении данного случая могу сказать, что все
отечественные обои имеют гарантийный срок хранения 1 год.
Далее. В какие сроки должны обменять товар или вернуть
деньги.
Согласно ст. 21 ФЗ, в случае обнаружения потребителем
недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец
(изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный
предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со
дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости
дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем,
уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем,
импортером) - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного
требования.
Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации
или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент
предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна
быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.
В соответствии со ст. 22 ФЗ требования потребителя о
соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление
недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар
денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных
потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо
предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению
продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным
индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня
предъявления соответствующего требования.
Так что, в принципе продавцы были вправе в течение 10
дней вернуть деньги.
Если продавцы не удовлетворяют ваши требования в срок, нужно
написать претензию в этот магазин (но так, чтобы у вас осталось доказательства
ее предоставления - т.е. должно быть уведомление о получении заказного письма с
претензией или второй экземпляр с отметкой магазина о приеме). В случае
неудовлетворения и в этом случае ваших претензий, вы вправе обратиться в суд.
Как правило, в таких случаях закон на стороне потребителей.
Еще обращаю ваше внимание на сроки возврата товара
надлежащего качества, если он вам просто не подошел по каким-то причинам. Этот
срок составляет 14 дней. При этом нужно иметь в виду, что не любой товар можно
вернуть или обменять при этом. Существует специальный перечень, в котором
указывается, какие товары возврату и обмену не подлежат.
Применительно к данной теме, обращаю ваше
внимание, что в этот перечень входят строительные и отделочные материалы
(линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на
метраж. Если вы покупаете обои рулонами, соответственно, они не будут входить в
этот перечень. Если же вы покупаете, допустим, линолеум определенного метража и
он при этом надлежащего качества, но просто вам разонравился, по закону вы не
можете его вернуть или обменять.
права потребителей