увековеченная идеология

Aug 05, 2014 13:17


в москве в последнее время разрушается истоическое и насаждается идеологическое. с крупными ошибками, которые даже не профессионалу видны. очередной шедевр появлся недавно на поклонной горе, запомнился однако конфузом на открытии (куча анекдотов и демотиваторов уже давно бродят по тырнету).
а вот про историческую и художественную ценность памятника как-то тихо, никто ничего не говорит, окромя того, что "хороший и своевременный".

предлагаю прочитать потрясающий пост по этому поводу от  babs71 в Немного о памятниках.

Последнюю неделю я отдыхал в Чехии и не слишком внимательно следил за событиями в России. Но сегодня в своей френдленте я увидел пост уважаемого cr2 , с фоторепортажем о свежеоткрытом памятнике "Героям Первой мировой войны" на Поклонной горе в Москве.
Автор этого репортажа и часть читателей его блога находят памятник "очень удачным и нужным". Я с этой точкой зрения, увы, не согласен. Попробую объяснить почему (для иллюстрации я использую фотографии из вышеуказанного поста).
Вот тут у нас общий вид этого памятника:


Как видим, состоит он из двух частей: статуя солдата


и хитрая композиция из российского флага атакующих солдат (с одной стороны пехота, с другой - конница):






Насколько я могу судить по этим фото, скульптура с эстетической точки зрения довольно слабая - эдакий реализм позднесоветского разлива, разве что послабее. А уж такое лобовое использование цвета и вовсе делает из памятника дешевку.
Впрочем, эстетические претензии, на мой взгляд, это мелочь (вся эстетика в конечном итоге упирается в нравится/не нравится, а о вкусах не спорят). Куда гаже идеологическая составляющая. Собственно говоря, практически все памятники, посвященные войнам, отражают две основные идеи: прославлению победителей и скорби о погибших. Разумеется, в памятнике эти идеи могут быть воплощены и одновременно (классический пример - памятник защитникам Ленинграда на площади Победы), но чаще выбирается какая-то одна тема. Какой же теме посвящен памятник на Поклонной горе?
Посмотрим на фигуру пехотинца. Уверенная и свободная поза, гордо поднятая голова. Это явно не скорбящий воин, это воин-победитель.


У подножия памятника живописно расположена бронзовая "грязь", в которую вдавлены предметы:


Присмотримся к ним повнимательнее. Немецкий маузер:


Немецкий пулемет MG 08-15 и немецкий пикельхельм:


Еще одна каска, тоже похожая на немецкую:


Не странно ли, что большинство этих предметов - немецкие? Невольно возникает мысль о том, что солдат-победитель "втоптал немцев в грязь".
Характерен и список сражений на постаменте. Сплошь одни победы и подвиги. Нет ни Танненберга, ни Горлицы, ни других наших поражений. Действительно ли памятник посвящен всем, кто погиб на войне, или только победителям?


Согласитесь, что можно вполне уверенно заявить: тема этого памятника - не скорбь о погибших, а прославление победителей. Только вот есть тут одна проблема - в Первой Мировой войне Россия проиграла. Как же так? Победы нет, а торжество победителей есть?
Ключик к этой загадке мы с легкостью найдем, если повнимательнее присмотримся к речи Путина, с которой он открывал этот памятник. Вот небольшая цитата:
"Россия смогла сдержать этот натиск, а затем перейти в наступление. И весь мир услышал о легендарном Брусиловском прорыве. Однако эта победа была украдена у страны. Украдена теми, кто призывал к поражению своего Отечества, своей армии, сеял распри внутри России, рвался к власти, предавая национальные интересы".
Вам ничего не напоминает это утверждение? Лично у меня оно сразу вызывает в памяти такой термин, как "легенда о ноже в спину". Суть ее проста - Германия в 1918-м году перешла в наступление, но ее победа была украдена. Подлые предатели (коммунисты и евреи) нанесли ей удар ножом в спину. Думаю, тем, кто хорошо знаком с историей Первой Мировой не надо объяснять, что данная концепция очень далека от правды. Тем не менее, в Германии 20-30х годов она была весьма популярна. И памятник на Поклонной горе - это памятник "легенде о ноже в спину" в нашем местном варианте.
Увлечение подобными байками вполне понятно. Они ласкают самолюбие побежденной страны, и служат наркотиком, который облегчает горечь поражения. Однако за временное облегчение приходится платить. Германия за увлечение подобным наркотиком расплатилась гибелью миллионов сограждан, расчленением страны, разрушением большинства крупных городов. Можно только молиться о том, чтобы наше русское увлечение подобным зельем не привело к тому же самому.

P.S. Мне могут сказать, что я критикую без позитивной программы. Я, разумеется, не скульптор, но позволю себе привести один памятник Первой Мировой войне в качестве примера. Я встретил его в Чехии, в Кутной горе. Не скажу, что это вершина монументального искусства, но памятник этот, на мой взгляд, вполне достойный. Вот он:


Надпись на памятнике гласит: "Павшим - честь и покой. Живым - ответственность!"


К сожалению, у нас предпочли поставить памятник не живым людям, а политическому мифу.

перепост, мои друзья

Previous post Next post
Up