Сегодня я не оригинальна в теме своего поста.
Но день такой, что не вспомнить нельзя.
Тем более, моя нынешняя работа позволяет воскресить память о бойцах, дать нам, их потомкам, возможность узнать больше о тех, кто погиб, пропал без вести, о тех, кто совершил подвиг и был награжден.
Я работаю в компании, которая занимается оцифровкой документов и созданием баз данных самой разной направленности.
Но два проекта особо примечательны и значимы.
Это база данных по пропавшим и погибшим "Мемориал" и база по награждениям "Подвиг Народа".
Стикеры для привлечения внимания.
Далее под катом.
Удаленных операторов, таких, как я, много. Мы работаем в разных городах, из дома. Переводим данные с отсканированных документов в базу. Пото это все обрабатывается и постепенно выгружается на сайты проектов. Там уже очень много информации, но еще больше ее остается в архивах необработанной. Достаточно подробно об этом рассказал технический руководитель проекта "Подвиг народа" Виктор Тумаркин в интервью
здесь.
Надо сказать, что работа и утомительная, и однообразная, и интересная, и ответственная. От меня зависит, узнают потомки о своих дедах-прадедах. Сколько наградных листов, приказов и списков, наградных карточек и т.д. обработала. Иногда совершенно жуткого вида - полуслепые машинописи, рукописные документы с кривыми закорючками, которые меньше всего похожи на буквы. Но все это надо прочесть, понять и внести в базу. Вдумываться в каждый текст не позволяет ограниченное время. Но иногда попадались тексты, которые поневоле читала. Многое печально, трагично, но не только. Для нас война - это что-то из кино и книг. Но ведь это было, было реальностью, жизнью людей. Помню, был наградной лист на какого-то юношу, 16 лет убежавшему из дому на войну. Он был наблюдателем-разведчиком и наводчиком самолетов. Были лейтенанты, поднимавшие часть в атаку. Были минометчики, артиллеристы, летчики, танкисты. Были медсестры, которые "в условиях боя оказывали помощь раненым". Сухие строчки приказов, но сколько за ними всего. Были ездовые, которые отлично ухаживали за лошадьми и обеспечивали бесперебойную доставку снарядов и продовольствия, а также эвакуацию раненых. Были и повара, которые невзирая ни на что, готовили и доставляли еду на передовую. Были и скорняки, которые изготовляли и ремонтировали упряжь, сапожники и портные, механики и трактористы, делопроизводители. И всем им спасибо за то, что они помогли бойцам сражаться и завоевать победу. Чаще всего говорят о тех, кто непосредственно был на передовой. Но разве смогли бы они воевать без тех, которых обычно именуют работниками тыла? Да и язык не поворачивается про таких сказать - тыловой. Они ведь были рядом, совсем рядом, просто сами редко стреляли. Но стреляли в них.
Я заметила такую закономерность - до 1943 года награждений было совсем мало. Если были, то за какие-то значительные подвиги на поле боя. С 1943 награждений все больше, а самое большое их количество - 1945 год. Вот тогда награждали всех, о ком я сказала выше. Что интересно, одно из самых ранних награждений. которые мне попадались, было в декабре 1941 года. Награду получила молодая женщина. Знаете, кто по должности? Машинистка в отделе НКВД. Но награда боевая. Северо-Западный фронт. К сожалению, там не было указано, за что. Но что-то, видимо, особенное сделала эта девушка. раз удостоилась награждения в пору отступления. Я не могу показать вам эти карточки - не имею права выкладывать в открытый доступ. Я могу только показать то, что уже выложено в базу и доступно всем.
Кто не смотрел замечательный фильм "На войне как на войне"? Он был снят по одноименной повести Виктора Курочкина, который сам воевал и написал книгу по сути о себе. Вы помните главного героя? Так вот, встречайте, его прототип - Дамешек Михаил
А вот Шилин Семен, скорее всего, мой дед по матери. Мы мало что о нем знаем. Но по всем признакам, это именно он
К сожалению, пока документов моего деда по отцу нет в базе. Будем ждать.
Сейчас мы больше работаем над базой Мемориал. Проводим анализ документов, пытаемся связать разные документы на одного бойца. Ведь это важно - найти как можно больше данных о тех, кто пропал или погиб. На этом проекте работать сложнее, надо просматривать дополнительные источники. Поневоле приходится вычитываться в тексты. Это довольно тяжело - все время читать "погиб", "пропал без вести", "остался на поле боя" и т.д. Попадаются письма матерей и жен, которые просят найти их сыновей и мужей. Очень редко бывают письма самих солдат. Очень педантично составлены немецкие карточки на пленных лагерей. Чаще всего там есть фотографии. Замученные, больные, угрюмые лица. Но не у всех. Все-таки физиогномика что-то да значит. Вот, смотрите, к этому
человеку совершенно подходит приписка - 3 побега, третий удачный. Попадаются списки тех, кого вернули на родину из плена. Помотало ж многих по европам на работах. И не только по европам. Как-то был список, где все возвращены из США. Причем, там написано, что они были "пленены войсками союзников" и отправлены на работы в США. Вот этого я не пойму - их-то за что американцы в трудовые лагеря пленных отправляли? С немцами, что ли, путали? Или считали тех, кто не в концлагерях находился, а добровольно работал, союзниками немцев? Кто знает. И что стало с возвращенными в Союзе, неведомо. Много попадается и записей о тех, кто был осужден на лагеря и расстрел за военные преступления - переход на сторону противника, отказ от присяги и т.д. Но так же много и тех, кто был освобожден из плена и продолжал воевать в тех же званиях, что до плена. К концу дня, честно говоря, голова уже плохо соображает от всего этого. То ли это самовнушение, то ли от документов о несчастьях людских идет что-то тяжелое - не знаю.
Работы у нас еще много. Обработали малую часть архивов. Надеюсь, что мы сможем сделать открытой как можно больше информации о бойцах, что подарили нам победу в 1945.
И не обязательно об известных всем героях.
Например, скромный сержант Гайсин Галей из Татарстана (случайное имя, но реальный человек).
Читаешь и
думаешь - куда там Терминатору. Ведь он был в кино, а Галей в реальности. И это ведь все так страшно. Я не могу представить, как люди прошли через войну. Не дай бог такого никогда никому.
С Праздником!