9

Sep 10, 2007 11:04

Мне очень нехорошо сейчас. Вспоминая, я вновь погружаюсь во все это. Это очень тяжело. Как будто падаешь в какой-то свинцовый туман.
Но останавливаться нельзя.

В прошлый раз я рассказала о том, как относилась к себе самой - теперь напишу про отношение к другим людям.
Read more... )

confessiones

Leave a comment

А о каком "аде" вабще речь? ;) yoriy_nosovsky September 11 2007, 15:24:33 UTC
А какой вообще "ад" имеется в виду? ;)
Ад в понимании места, "преисподних земли" существовал (и то, весьма относительно) лишь до Христа.
А "егда снизжел еси к смерти Животе Бессмертне - и ад УПРАЗДНИЛ еси блистанием Божества" - тропарь воскресный Второго гласа.
Ад и Бог - две вещи несовместны, как вода и огонь.
Там, где есть Любовь Божья - нет ада, и наоборот.
То есть, ад после Воскресения, а тем более, после Второго Пришествия может пониматься лишь как СОСТОЯНИЕ души, в ДОБРОВОЛЬНОМ отказе от Божественной Любви, вызываемой активной ненавистью к Богу и всем его Энергиям - той же Любви, Милосердию, и так далее.
Да, это адское состояния может продолжаться и Вечность, точнее "дурную бесконечность".
Один из богословов рубежа 19-20 веков (князь Трубецкой) пытался примирить понятие Вечности, которая может быть лишь благой, причастной к Богу - и бесконечности адских мук.
Согласно его гипотезе, после Второго Славного Пришествия для живых в полном смысле слова участь погибших будет видеться именно, как "смерть вторая", окончательный финал бытия. Но для самих грешников субъективно "этот миг будет воприниматься, как вечность"

Но, в любом случае, это только одна из гипотез. Владимир Лоский понимал ад динамически - как движение, а не статику, и определял его как "вечное падение в бездну, дня которой достигнуть невозможно, злых духов и нераскаянных грешников". Что, как минимум, разрешает противоречие между принципиальной невозможностью Бытия без Бога - ад видится, как добровольное постоянное умаление этого Бытия, но не исчезновение вообще.

Тем не менее, ни одна из этих гипотез не отменяет (да и не пытается) фундаментальное свойство Бога - СХОДИТЬ ВО АД, ущербное бытие, в котором формально Его быть не должно.
Ограничивать такое Качество Божье лишь рамками Великой Субботы - элементарная философско-богословская неграмотность - ведь для Бога нет времени в привычном смысле слова, с его "прошлым", "настоящим" и "будущим" - у Него все "настоящее".

И, ксати, ограничивать всемогущество Бога - есть богохульство первого рода ;)
Дух постановления Пятого Вселенского собора в том, что Бог не может НАСИЛЬНО нарушить человеческую свободу, даже для спасения человека.
Но сие не значит, что по букве Соборного постановления следует считать Бога неким садистом, с соответствующей "радостью" изрекающим: "А, ты раскаялся - но не вовремя, дорога ложка к обеду, поезд уже ушел, так что мучься, если вовремя не поверил" ;)
"Бог желает всем спастись и в разум истины придти" - и только воспаленное воображение гимнографов позднего Средневековья могло придумать строки в Службе Недели Страшного Суда - "Господь грядет грешники мучити" ;)
Это, ксати, я цитирую близко к тексту известного православного богослова и литургиста, по учебникам которого учатся в богословских ВУЗах, сорри, после бессонной ночи подзабыл и его имя :)
Так что Господь изливает Свою Любовь на всех - и любой может в любой момент попытаться Ее воспринять...

Reply


Leave a comment

Up