Люди едут в Ригу или Таллин и бьются в падучей - «господи, господи, ну КАК ЖЕ у них там ВСЁ». Или не бьются, а тихо млеют. Что, в общем, по-человечески понятно.
К.А. Крылов
Итак, в конце прошлой недели представители ПЦ РОД побывали в Эстонии, в гостях у местной
русской организации «Витязь». В подарок хозяевам привезли по их заказу книги, которые не так легко достать в Эстонии - сочинения Михаила Меньшикова, Ивана Ильина, Николая Данилевского, Арнольда Тойнби, а также свежий номер журнала «Вопросы национализма».
Взяли у них интервью о положении русских в Эстонии, которое в ближайшее время будет опубликовано.
Пока же хочу рассказать о своих впечатлениях.
Сразу подчеркну, что за полтора дня, проведенные в основном в туристическом «Старом Городе», личные впечатления могут быть лишь очень скудными и поверхностными. То, что я могу рассказать, основано в малой степени на личных впечатлениях, и гораздо более - на рассказах местных русских, членов «Витязя», и на чтении местной русскоязычной прессы. И в любом случае, мой рассказ неизбежно будет поверхностным, сумбурным и в чем-то неточным. Поэтому рада буду любым уточнениям и поправкам.
Первое, что нужно сказать об Эстонии - она очень маленькая. Нам это, может быть, даже трудно представить: страна, которую можно часа за три проехать из конца в конец, а людей в ней живет впятеро меньше, чем в Питере (о Москве вообще молчу). То есть сравнивать ее нужно не с Россией в целом, а с какой-нибудь нашей областью, а Таллин, соответственно, не с Москвой или даже с Питером, а с областным центром. При таком сравнении Эстония, безусловно, сильно выигрывает.
Поскольку Эстония национально неоднородна, и далеко не все ее жители являются гражданами страны, для всех ее жителей вообще используется собирательное название «эстоноземельцы».
Для начала скажу пару слов о том, как живут эстоноземельцы в целом.
Пожалуй, главное, что надо сказать - живут они бедно. Атмосфера «честной бедности», опрятной, но тягостной, там сильно ощущается. Цены в Таллине - как в Москве и выше, а зарплаты очень невелики. Для примера: буханка хлеба стоит 1 евро, чашка кофе в забегаловке - от 2 до 3.50, полкило говядины расфасованной - 5 евро. (Впрочем, есть сеть дешевых универсамов под названием «Сясто-маркет», т. е. «Эконом» - там, говорят, подешевле.) В книжном магазине книги - от 15 евро. Квартплата + коммуналка в Таллине - 200-250 евро. При этом минимальная зарплата - 290 евро (с этого года вроде бы повысили, стало 310). Низший класс, т. е. работники сферы обслуживания и т. д., получают 300-500. Учителя получают 700-800 евро - профессия учителя непрестижна, молодежь в школы не идет, и средний возраст учителя сейчас около 50 лет. Получше ситуация у врачей. Зарплата строителей, включая и "белую", и "в конверте" (да, у них это тоже практикуется) - около 1000 евро. Неплохо живут сотрудники крупных государственных или иностранных компаний. И очень хорошие зарплаты у чиновников.
Вступление в Евросоюз для Эстонии явилось палкой о двух концах. С одной стороны, появилась возможность свободно путешествовать по Европе, уехать куда захочешь, появились субсидии, а также «евростандарты», заставившие власть всерьез заняться благоустройством города. С другой стороны, в Евросоюзе крупные производители имеют привычку душить своих мелких конкурентов - и это дурно сказалось на эстонской промышленности. Так, в поздние советские и постсоветские годы Эстония славилась молочными продуктами - своим молоком, сметаной и т. д. она снабжала весь северо-запад России. Сейчас этой молочной промышленности уже нет. Товары в магазинах в основном европейского происхождения.
Зато бурно развивается туристическая отрасль, причем туризм в основном из России: европейцы-то не очень едут в Таллин, для них «игрушечные» средневековые кварталы с мощеными улочками и черепичными крышами ничего экзотичного не представляют - зато с удовольствием катаются сюда на выходные и на праздники туристы из России, особенно питерцы.
Кризис сильно ударил по Эстонии: на вершине кризиса было 20% безработных, сейчас безработица сократилась до 8% (что вообще-то тоже немало).
Широко распространена ипотека (она так не называется, но смысл тот же) и вообще жизнь в кредит.
Государство, учитывая бедность граждан, ведет социальную политику. Кое-что в ней вызывает сугубое одобрение: так, с 1 января нынешнего года проезд в общественном транспорте для постоянных жителей Таллина сделался бесплатным. Совсем. (Метро в Таллине нет, но есть трамваи и автобусы, старинных по сравнению с Москвой моделей.) Вот с кого стоит брать пример Собянину! Правда, количество постоянных жителей Таллина тут же значительно увеличилось. :-)
Выплачиваются пособия на детей - 20 евро на одного ребенка, а также разовые пособия на снаряжение ребенка в школу, на что-то еще, т. н. «родительская зарплата» (тут я не совсем поняла, за что она платится и какая разница с детским пособием). Эта мера не столь однозначно полезна. При эстонской дороговизне 20 евро - это очень мало, ребенка на такие деньги не прокормишь; а вот напиться на 20 евро вполне реально, так что детские пособия привлекают люмпенов, рассуждающих по принципу: «Пять старушек - рупь».
В крайнем номере «МК-Эстония» прочла я душераздирающую историю об эстонской семье из Таллина, у которой в общей сложности уже тринадцать детей: старших разобрали бабушки и другие родственники, а младшие бегали грязными, нечесанными, нелеченными и битыми, жаловались учителям, что не хотят идти домой, потому что там холодно, голодно, папа с мамой пьют и их лупят, и т. д. - пока наконец не явилась суровая ЮЮ, отобрала всех наличных детей, включая только что родившуюся девочку, и распихала их по приютам. Но лечение оказалось хуже болезни: в приюте младшая девочка умерла, задохнувшись рвотными массами - т. е., очевидно, за ней там никто не следил. Теперь незадачливые родители не приходя в сознание судятся с государством и пытаются вернуть остальных; и больше всего их возмущает, что после отъема детей им перестали платить детские деньги. Тем временем мамаша опять на последних месяцах... Из редакторского комментария видно, что это не первый подобный случай, и вообще «проблема есть».
Вообще, по словам местных, алкоголизм является в Эстонии серьезной проблемой - и для эстонцев, может быть, больше, чем для русских. Особенно неприятно, что пить начинают очень рано: «К 14 годам уже ни одни посиделки без выпивки не обходятся». Есть и наркомания - по старинке, героиновая. Новомодные соли и спайсы в Эстонии, слава богу, пока неизвестны.
Маленькая Эстония на первом месте в Евросоюзе по ВИЧ-инфицированности. :-( На каких-то безумных развратников эстонцы совсем не похожи - так что, должно быть, это связано с наркоманией. С другой стороны, в Эстонии быстро повышается продолжительность жизни, а недавно прирост населения впервые после распада СССР превысил убыток.
Преступность в Эстонии невелика: в местных тюрьмах сейчас около 3200 заключенных, из них 38 осужденных пожизненно (за убийство двух и более лиц).
Огромный плюс - отсутствие массовой трудовой/криминальной миграции. О том, что творится у нас с мигрантами, эстоноземельцы слушают, широко раскрыв глаза, с ужасом и недоверием. У них ничего подобного нет: узбекотаджикам в Эстонию не попасть из-за визового режима, а с западной стороны никто сюда не поедет из-за низких зарплат, все стараются пристроиться куда-нибудь, где жизнь побогаче. Впрочем, недавно Эстония столкнулась с криминальной миграцией: в Таллине вдруг расплодились карманники. Прямо нашествие какое-то. Стали выяснять - оказалось, гастролирующие по Евросоюзу румынские цыгане.
Да, кавказцев у них там тоже нет. :-)
Вообще же ничто человеческое Эстонии не чуждо. Случается здесь, что кого-нибудь избивают полицейские. Бывает, что, совсем как у нас, сносят историческое здание, а на его месте возводят какой-нибудь уродливый стеклянный куб и устраивают в нем торговый центр (я такой видела прямо при входе в Старый Город). Бывают некрасивые бизнес-войны за дорогую землю в центре города, или за какие-нибудь подряды, и при этом не обходится без «как это у вас называется?.. А, откат!» Однако в Эстонии не чувствуется такого наглого беспредела, как у нас, порок там осторожен и стыдлив.
То же можно сказать о социальном расслоении. Здесь есть местные «олигархи», есть даже район в Таллине - Пирита - где живут очень богатые люди. Но живут они достаточно скромно: никаких десятиэтажных яхт, показных кутежей, разговоров про миллиард и жопу. Богачи космополитизируются - они уже и отдыхают не здесь, и лечатся не здесь, и дети их учатся не здесь, и эстонские дела все меньше их интересуют - однако они не кичатся и не тычут своим богатством в глаза основной, довольно бедной массе населения.
Объяснить это можно - помимо эстонского национального характера, скромного и замкнутого - тем, что страна действительно очень маленькая. Здесь все на виду. Не то чтобы прямо все друг друга знали, но все отделены друг от друга лишь одним рукопожатием. Любой беспредел обязательно всплывет, а все возможные «крыши» в таком маленьком замкнутом пространстве очень относительны.
То же касается и политической жизни. Здесь все происходит в открытую: на заседания парламента - Рийкикогу - любой человек может прийти, предварительно записавшись, и послушать, что и как там обсуждается. Устраиваются встречи с президентом и первыми лицами правительства, на которых, опять-таки, любой желающий может посидеть в президентском кресле, сфотографироваться с президентом, о чем-нибудь его спросить или попросить. Более того: президента можно встретить просто на улицах Таллина - гуляет, допустим, или в магазин идет. Есть ли при нем охрана? «Может, где-то поодаль и есть, но ее не видно».
Эстонцы - традиционно народ деревенский, точнее, хуторской; нынешние эстонские жители Таллина - горожане в первом-втором поколении, и на выходные, даже зимой, очень многие из них отправляются к родственникам на хутора. Поэтому по выходным в городе удивительно (особенно для москвича) пусто и просторно. По будням, говорят, бывают пробки - но этого я не видела.
Есть велосипедные дорожки и светофоры для велосипедов. Самих велосипедов нет - не сезон. :-)
А вот что мне не понравилось в городе - это то, что таллинские коммунальные службы совершенно не считают нужным чистить тротуары и пешеходные дорожки от снега и льда. Или чистят как-то очень избирательно. В том числе и в Старом Городе, и даже на самых туристических маршрутах. Местами просто невозможно передвигаться. :-(
В целом молодое поколение эстоноземельцев относится к своей стране довольно критически. Причины - бедность и отсутствие перспектив. Множество людей уезжает, в основном на Запад - в страны Скандинавии, в Германию, в Англию, реже в другие европейские страны. Стараются устроиться учиться за границу, молодые специалисты ищут себе работу за границей («молодой врач знает, что в Финляндии за такую же работу будет получать вчетверо больше, чем в Эстонии - зачем ему здесь оставаться?») Уезжают и эстонцы, и русские.
Иногда - не слишком часто - русские уезжают в Россию. Но в целом русские в Россию не очень стремятся: во-первых, даже недостаточно зная о нас (см. далее), они все же догадываются, что жизнь здесь не сахар, а во-вторых, здесь вступает в действие наша замечательная бюрократия и ее замечательное отношение к «соотечественникам». Мне рассказали историю о девушке, которая попыталась переселиться к бабушке в Тольятти, искренне собиралась жить в России - но вернулась четыре месяца спустя ни с чем, растерянная и злая. Устроиться на работу она не могла, потому что в отделе кадров с нее требовали прописку, а прописаться не могла, потому что в паспортном столе требовали справку о постоянном источнике дохода. :-/
Однако достаточно многие, в том числе русские эстоноземельцы, считают Эстонию своей родиной, любят ее и никуда уезжать не хотят.
О специфике положения русских в Эстонии - следующий пост.
Картинка для привлечения внимания.