Из комментов

Mar 15, 2010 12:16

Риторика типа: "О! Все видели/слышали, что сказал NN? Наконец-то он показал свое истинное лицо! Теперь всем ясно, что ОНИ там все такие?! Эй, сторонники NN, а ну-ка строем на гей-парад!" и т.д. - к сожалению, очень распространена среди "патриотической общественности".

Демонстрирует она довольно неприятные вещи, но относящиеся не к провинившемуся NN, а к самому субъекту высказывания.
Субъект, очевидно, желает, чтобы его оппоненты были как можно более плохими людьми.
Испытывая с кем-либо идеологические разногласия, можно считать, что оппоненты неправы, ибо заблуждаются, чего-то не видят или не понимают, находятся в плену ложных идей и т.д. Но такая позиция кажется субъекту слабой. Ему необходимо верить, что его противники - негодяи, провокаторы, которым место на гей-параде и т.д.; никакие контакты с ними (например, дискуссия или переубеждение) невозможны и не нужны, единственно возможное отношение к ним - НЕНАВИСТЬ. Поскольку изначально он такой убежденности не чувствует, то занимается поиском "компромата" на оппонентов - и переживает бурную радость, когда какой-нибудь "компромат" (или то, что ему кажется таковым) находит.

Связано это, очевидно, с тем, что субъект подспудно ощущает слабость своей позиции. (NB: Это ощущение может быть и не объективным. Возможно, не позиция как таковая слаба, а он по тем или иным причинам не может достойно ее представлять.) Вопрос: "Почему эти люди не на моей стороне?" представляет для него внутреннюю проблему - ответ на него может быть опасен для самооценки; и тезис: "Да они же все мерзавцы и провокаторы!" - позволяет от этого вопроса удачно уйти.

От действительного убеждения в том, что твои противники - дурные люди, эту невротическую конструкцию легко отличить по риторике "истинного лица" и по парадоксальной эмоции - радости от того, что некто "оказался негодяем".

человековедение

Previous post Next post
Up