О кино.
Ни намедни, ни надысь, а почти месяц назад посмотрела три фильма -
" Последнее турне" ( Германия, 2014) ,
" Иррациональный человек" (США , 2015) и
"Страна ОЗ" ( Россия, 2015). Именно в таком аксепте порядке , да. Невозможно выделить, какой четче или правдивее, или насмешливее, или пронзительнее говорит о жизни. Но все - о нас.
Первый почти зауряден. Как бы цинично это не звучало в отношении истории об эвтаназии. Выбор близкого друга заставил других хотя бы заговорить о своих семейных проблемах. И поначалу они заняты собой - выясняют, упрекают,пытаются овиноватить и т.д. Но чем ближе к цели, тем сильнее взаимность и поддержка. Перед финалом есть потрясающаяя эмоциональная сцена - в ожидании нового врача, который проведет эвтаназию, все проживают какое-то время так, будто нет ни прошлого, ни будущего. И смерти нет. Люди парят в атмосфере единения, понимания, принятия. Почти нет слов, нет смятения, нет отчаяния. И главное - нет страха. Все на берегу. Море, солнце, ощущения, взгляды, улыбки, прикосновения, ускользающие минуты. Мироздание подарило передышку, чтобы сделать вдох полной грудью перед шагом в зазеркалье.
Вуди Аллен рассказывает о глобальном, закручивая сюжет вокруг философии и оставляя главную роль за маленьким фонариком, который стал символом мнимой удачи и причиной смерти героя. " <...> А ещё он классно объясняет этику Канта: ты никогда не должен врать. Если ты пустил на чердак семью евреев, а к тебе пришло Гестапо и спрашивает: нет ли в вашем доме евреев? - то согласно этике Канта ты должен ответить - да, они на чердаке. Замечу, что потом это срифмовалось с требованием подружки героя пойти и признаться в полиции в убийстве судьи. Возникает вопрос: о чем собственно он собирался написать в книге про Хайдеггера, которая не шла? Про жизнь не по лжи? Потом, замыслив убийство, он говорил, что теперь ему отлично пишется.<...>" (Э.Надточий) В конце фильма звучит непритязательная музычка, так что рассказ о сбытиях становится похож на историю - страшилку времен скаутских каникул.
Отчизна порадовала утопической правдой из жизни провинции. Новогодняя быль, как концентрат повседневности.
Все, собсна)