Очерк 3. Через Луклу в горы.
Я удивлённо пожала плечами, когда Саша Т. произнёс мою фамилию. Лететь в первой группе я не должна. По нашим ожиданиям в неё попадали все, кто идут на Айленд Пик, а я иду на Кала Паттар. Взяла тикет, пошла по фейс-контроль. Пропускают со всем: с водой, с палкой, с кремами.
Тренировки солдат на территории аэродрома. Когда мы вернулись обратно, они привычно продолжали бегать.
В тесном зале вылета образовались группки туристов, ожидающих посадки. Предварительное время известно, но точное вам не скажет ни кто, даже сам пилот, что будет управлять легкомоторным самолётом, похожим на стрекозу, который домчит вас за пол часа через горы, перевалы и встречные воздушные потоки к Лукле. Подлетая к ней, он плавно сделает крутой поворот, быстро сбросит высоту, нежно обнимет землю шасси самолёта и включит реверс.
Пассажиры быстро, без проволочек, выходят на поле и под контролем строгого дяди с свистком идут к воротам. Там безопасно. Там выдают багаж, который до этого в две минуты полностью выгружают в тележку. Спустя пять минут лайнер с набитым свежими пассажирами брюхом готов к вылету. В самом начале взлётно-посадочной полосы он гулко набирает обороты, доводит себя до точки отрыва и без проблем, сделав символический разбег, уходит в небо. Круто поворачивает, берёт заданный курс и исчезает в утренней дымке.
Горы в красивой утренней дымке.
«Добро пожаловать 2843 м» - написано краской на скале. Наш трек начинается с высоты, на которой многие походы считаются состоявшимися. В дальнейшем больше недели мы проведём на высоте более 4500 м. Наши ночёвки будут доходить до пяти тысяч, а восхождения превысят их на сотни метров.
Момент посадки был снять на фото благодаря выпуклой форме иллюминатора.
Бегать по Лукле было тяжело. Сердце с непривычки искало приют в горле. Губы жадно хватали воздух. Я глазела по сторонам: Гималаи!
Нас 34 с гидами. Мы летели в три приёма. Прибывшие ранее других обедали в лоджии под характерным наименованием «Намасте». Встретивший нас здесь гид Женя (Джон на английский манер) активно отвечал на расспросы сограждан, улыбался и выглядел настроенным на успех.
-Кушаете «гарлик суп», в нём много чеснока, как профилактика горной болезни - ценнейшая вещь, - говорил Джон и туристы понимающе кивали. Многие из них в горах впервые, они понятия не умеют что за зверь такой «горная болезнь». Люди «в теме» рассматривали картинки на стенах, горняшка их не пугала.
Мы с Андреем пошли снять моменты приземления и взлётов самолётов.
-Почему ты не пошёл на Айленд?
-Решил пока разведать что и как, а потом уж повыше пойду.
Мы купила имбиря и местный чеснок. После обеда все собрались и под руководством Саши Т. выдвинулись вперёд.
Кадры с взлётного поля Луклы. Полоса коротенькая и находится под углом, с одной стороны - скала, с другой - пропасть.
Купание девочки на улицах Луклы.
Ноги с непривычки запинались о камни. Глаза не находили покоя, разглядывая окрестности. Интернациональный поток туристической братии направлялся к Эвересту, Кала Паттару и другим высоким и не очень местам назначения.
Я плохо запомнила куда мы идём сегодня, где нам предстоит ночёвка, поэтому держалась людей, далеко не забегала, старалась не отставать. В ушах привычные песенки мурлыкал верный плеер. Дорогой сердцу Lumix не уставал отсчитывать снятые кадры.
-Это Непал, детка!!!
И небо синим тентом раскинулось над каменистыми и белоснежными вершинами, в нём парили птицы, в ущелье бежала река, а нескончаемые мосты кружили голову как месяц май.
Портеры носят груз головой. Не «на» ней, но ею. Они привязывают жгут к багажу и одевают его на лоб. Некоторые помогают себе коротенькими палочками с рукояткой типа буквы «Т», на которую можно опереться на отдыхе.
Яки по четыре-пять-шесть голов стадами обгоняют нас, или идут на встречу. Погонщики едрёно кричат и посвистывают. Яки перемещаются теми же путями, что и люди: по крутым ступенькам, по узким каменистым тропам, по нависающим над пропастью мостам. На мосту яков лучше уважать. Вам дешевле и здоровее будет. Эта истина открылась мне опытным путём. На одном из длинных мостов яки вышли мне на встречу, когда я уже прошла его треть. Впереди шли туристы, кто-то быстро рванул на тот берег, избегая встречи с животными. Я решила: «Хочу разойтись с ними на мосту».
И тут началось! Каждое из гружённых тюфяками животных извращённо тесно прижималось ко мне, вдавливая в стальные пруты моста. Решётка, служащая преградой для падения с моста, колючими концами рвало кожу. Я упёрлась рукой и, когда очередной як в порыве страсти почти выпихнул меня наружу, моя кость затрещала. Казалось, это не кончится никогда. Мост раскачивался из стороны в сторону.
Когда я пришла на тот берег, Борис спросил меня, что это было.
-Пережить такое намеренно нельзя, это приятный сюрприз, подаренный путешествием. Что может быть удивительней встречи с яками на узком мосту? Я обожаю искать и находить приключения!, - говорила я и потирала ушибленную руку.
Галя, также пережившая контакт с парнокопытными, подтвердила мои мысли. И мы решили, что приключения в походе делают его незабываемым, становясь настоящими изюминками.
-Может быть, попьём чаю?, - предложил Борис и махнул рукой в сторону дворика очередной лоджии.
-Нет, мы хотим прийти первыми, принять душ, а чай попьём в месте ночёвки.
И пошли, на ближайшем повороте повернув налево.
Спустя полчаса наступили сумерки. Небо сделалось серым, вязким. Оно крало одну за другой горные вершины и обступало нас со всех сторон. Хвойный лес, казалось, ожил и теснее сжимал свои ряды.
Местные дети, будучи угощенными «бон-боном» (то есть конфетками), шептали «данибад» и не вносили ясность, куда же нам идти. Мы с Галей потерялись.
Галя знала, что ночевать нам предстоит в Ток-Токе, но где находится этот самый Ток-Ток понятия не имела. Новенькая карта пестрила наименованиями сёл и трековых маршрутов. Вдруг мы увидели монастырь и прибавили шагу в поисках людей. Храм был буддистским, ветер отчаянно рвал флажки, колокольчики качались из стороны в сторону.
Сидящие у стен молодые люди не сразу поняли, что нам надо. В попытке расслышать наши слова один из них встал, подошёл поближе, и задумчиво повторив «Ток-Ток», махнул рукой вправо. И мы пошли.
Тропа стала узкой, нечёткой. Нас никто не догонял, никто не шёл навстречу. Только густой лес и иголки под ногами. Горы погасли без поддержки солнечных лучей.
-Не думала, что мы заблудимся в первый же день, - сказала я.
-А я вечно где-то плутаю, - ответила Галя и поведала мне интересные истории ранее найденных приключений.
Мы уходили по незнакомой дороге в неизвестном нам направлении. Первый день трека подходил к концу и звёзды одна за другой яркими точками проявлялись в тёмном небе.