Как человеческая психология управляет экономикой

Feb 17, 2012 16:25





В 2009 году два экономиста - нобелевский лауреат по экономике Джордж Акерлоф и профессор Йельского университета Роберт Шиллер - написали книгу «Spiritus Aminalis, или Как человеческая психология управляет экономикой и почему это важно для мирового капитализма».

За основу они берут идею Кейнса, что экономика определяется не только рациональными действиями людей, но и иррациональными побудительными принципами, которые авторы, обобщив, называют spiritus animalis. Это иррациональное начало является главной причиной как экономических колебаний, так и вынужденной безработицы. «Чтобы все-таки понять, как на самом деле работает экономика, нужно включить иррациональное начало в макроэкономическую теорию… Стремясь к рафинированности и «научности», классические макроэкономисты сосредоточились на том, что происходит, когда люди руководствуются сугубо экономическими и рациональными мотивами».

У иррационального начала есть пять основных проявлений:

1.    Доверие людей друг другу и институтам - краеугольный камень устойчивости либо неустойчивости системы. Когда надувается очередной пузырь, доверие велико, осторожности нет места, когда кризис и рецессия - доверия очень мало даже там, где рационально оно должно быть.

2.    Образование цен и зарплат в значительной степени зависит от наших представлений о справедливости. Люди верят, что несправедливо повышать цены просто так, без увеличения затрат, или давать разную зарплату за одинаковую работу. Объясняет это с точки зрения социальной психологии теория равенства: у обоих участников обмена затраты должны быть эквивалентны вознаграждению (под затратами психологи имеют в виду и субъективные оценки, например, статусы).

3.    Злоупотребления и недобросовестность важны в экономике, особенно во времена бума и огромных надежд. Государство регулирует банковскую сферу, но обеспечить защиту потребителя в области обращения ценных бумаг в США очень сложно. Многим людям и организациям выгодно искажать отчетность, многие надеются, что их не поймают или что растущий рынок скроет махинации. Всплески недобросовестной деятельности связаны сопряжены с тремя последними рецессиями - 1990-1991 гг., 2001 г. и той, что началась после кризиса высокорисковой ипотеки 2007 года.

4.    Денежная иллюзия. Так Акерлоф и Шиллер называют непонимание людьми сути и стоимости денег. Так, инфляция и дефляция сбивают людей с толку, они, как правило, не принимают их во внимание, а особенно если речь идет об изменении зарплаты в ту или иную сторону. Авторы утверждают, что Милтон Фридмен - тот экономист, что придумал «естественный уровень безработицы», основывался на том, что денежной иллюзии нет, и от него пошло это центральное допущение макроэкономики.

5.    Наши представления о действительности, о том, кто мы и что делаем, переплетены с историями из нашей жизни и жизни окружающих. Совокупность таких историй  образует национальный или мировой сюжет, играющий важную роль  в экономике. Ведь человек склонен мыслить нарративами, известными ему примерами. Так, американцы не делают сбережений в том числе и из-за многочисленных красивых историй успеха, который был получен не в результате длительного упорного труда, а в результате одного удачного действия - выгодного вложения в акции или недвижимость. Из-за того, что вокруг все больше людей объявляли себя банкротами, в Америке все меньше людей стали воспринимать банкротство как личную неудачу.

В плане присутствия и влияния на экономику иррационального начала никакого прогресса не наблюдается, как минимум последние 150 лет. Влияние человеческой природы велико так же, как и раньше. «Люди все так же озабочены справедливостью, все так же подвержены искушению злоупотреблений, все так же возмущаются, когда чьи-то грязные делишки выплывают на поверхность, все так же сбиты с толку инфляцией, все так же склонны мыслить категориями бессмысленных историй, а не экономической реальности».

Будущее не интересует людей - так считают Акерлоф и Шиллер, так считал и Кейнс. Они лишь автоматически реагируют на изменения в доходах. Есть множество исследований, которые показывают, что платя кредиткой, американцы тратят намного больше, не задумываясь о последствиях. И это казалось бы, вроде как финансово более-менее грамотная нация. Откуда такая нелюбовь людей планировать свое финансовое будущее? Экономисты не отвечают на этот вопрос. А моя версия будет такова: страх смерти. Перед лицом смерти, во-первых, многое из сегодняшней суеты, трат, покупок теряет всякий смысл, а во-вторых, это просто очень страшно, и об этом не хочется думать. Страх смерти проецируется на размышления о будущем, заменяя их мечтами и туманом.

Реклама Merrill Lynch приводится как пример изменений в общественном сознании. «В начале 1990-х, до возникновения пузыря на фондовом рынке, на рекламе этой компании изображали деда и внука на рыбалке. Картинка сопровождалась текстом: «Может, лучше богатеть не спеша?». К 2000 году, когда рынок достиг своего пика и инвесторы были чрезвычайно довольны отдачей, реклама радикально изменилась. Теперь на ней появилось изображение компьютерного чипа в форме быка и текст «Включайся… Играй на повышение…» После коррекции рынка Merrill вернулась к дедушке с внуком - они вновь стали терпеливо рыбачить рядом с надписью «Доход на всю жизнь». Создатели этой рекламы - профессиональные маркетологи - тщательно отслеживают изменения, происходящие в массовом сознании».

Возвращаясь к книге: вывод, который делают авторы - это необходимость большего вмешательства государства. «Мир, где царит иррациональное начало, допускает вмешательство государства. Его роль заключается в том, чтобы создать условия, при которых наше иррациональное начало можно обуздать и направить на благие цели». То есть они все равно считают, что иррациональное начало - это все-таки плохо, это нечто сродни животным инстинктам у человека, его нужно репрессировать и контролировать. К чему приводит давление внутреннего надсмотрщика, мы знаем из Фрейда, а к чему приводит давление государства - из истории и новостей.

И сами же авторы признают, что безответственность государственных чиновников зачастую и есть катализатор катастрофы. «Между тем: министр жилищного строительства и городского развития Эндрю Куомо резко увеличил кредитную квоту Fannie Mae и Freddie Mac, предусмотренную для неблагополучных меньшинств. … Поэтому Куомо вынудил обе компании выдавать соответствующие кредиты, даже если это означало снижение стандартов кредитования и ослабление требований к документам, предоставляемым заемщиками».

В общем, заявленное в заглавии описание того, как психология управляет экономикой, сводится к утверждению, что иррационального начало имеет свое влияние и к иллюстрациям такого влияния. Никакого психологического объяснения тем или иным аспектам экономического поведения людей не приводится, а экономический рецепт авторов советует отдать больше власти государству.

Вот вкратце синопсис книги. Кому интересно, советую полистать. На американский манер основные тезисы расписаны с трех разных ракурсов на неоправданно большом количестве страниц, но есть много интересных примеров из разных бумов и рецессий, и, что ценно, не только времен Великой депрессии в США
Previous post Next post
Up