Очень скучаю по своей малой Родине, по городу Нарьян-Мару (что в переводе с ненецкого Красный город), что в Ненецком Автономном округе, Архангельской области. Чтобы как-то быть в курсе всего, что происходит в округе и в родном городе одно время я подписывалась на окружную газету "Нарьяна Вындер" ( в переводе с ненецкого Красный тундровик), даже сама пыталась писать статьи. Потом газета испортилась, стала больше писать о политике и сплетнях в окружной думе и я прекратила подписку. А знать чем живет и дышит округ очень хотелось. Как же я обрадовалась когда появился сайт окружного краеведческого музея, он не просто появился, но и обновляется. Сейчас внимательно слежу за новинками, которые издает музей, и очень рада, что там работают отзывчивые люди и всегда быстро присылают мне литературу. Я не буду вам рассказывать о книгах, вам наверно не интересно, а вот о наборе открыток хочу рассказать. Я его уже показывала в сообществе "Наши открытки".
МЕХОВАЯ УЗОРНАЯ ЖИВОПИСЬ
Ненецкий краеведческий музей
В фондах Ненецкого окружного краеведческого музея сосредоточены ценнейшие, порой уникальные, свидетельства материальной и духовной культуры населения, проживающего на территории современного Ненецкого округа на протяжении многих веков. Важнейшее место в них занимает коллекция, представляющая быт и традиционную культуру европейских ненцев. Начало ей положено в 30-е годы XX века, когда Бюро краеведения организовало сбор экспонатов для будущего музея в стойбищах и населенных пунктах округа. Наиболее активно она комплектовалась в 70-е годы прошлого столетия, приобрела широту и системность, пополнилась десятками музейных вещей. Сегодня значительную часть этнографического фонда составляют изделия из меха - зимняя (и летняя) женская и мужская одежда, обувь, головные уборы, сумки, всего более трехсот предметов. Хронологические рамки коллекции: вторая половина XIX - конец XX века. В условиях кочевой жизни, с ее постоянными сборами в дорогу, упаковкой и распаковкой утвари, каждая вещь должна иметь строго определенное место. Таким местом в течение многих веков у ненцев являлась меховая сумка или, как ее еще называли, «меховой мешок». В ней хранили и перевозили одежду, предметы языческого культа, мужские орудия труда - нехитрый домашний скарб жителей тундры. Исключительная роль сумки в кочевом хозяйстве отражена в древнем обычае давать невесте в качестве приданого определенное количество сумок. Будущая жена, как правило, сама шила их до замужества. В семейной жизни, заполненной постоянной работой, пошивом одежды и обуви для всей семьи, времени на изготовление сумок у хозяйки не оставалось. По наблюдениям А. Головнева, и в наше время ненецкой женщине «шить приходится много - всю жизнь. Не считая покрышек чума, обуви, шапок и многого другого, одних только малиц у мужа должно быть три-четыре. Самой женщине положено иметь четыре-пять «ягушек»: праздничную, повседневную, старую легкую (для ношения летом), совсем старую (для работы у печи), ночное покрывало для мужа, запасную, что лежит в нарте». Множество одежды требовало и много различных сумок. Обычное количество их в семье - около десяти, вообще же число «меховых мешков» зависело от ее благосостояния.
Как и все изделия из меха, они изготавливались вручную, сшивались нитками из сухожилий. Каждая девушка стремилась сделать сумку как можно красивее, проявляя при этом не только умение швеи, но и фантазию, тонкое чувство цвета и формы. Сумки в фондах Ненецкого окружного музея - замечательные образцы художественного народного творчества. Каждая из них уникальна, т.к. сделана в единственном экземпляре, и представляет большую историко-культурную и художественную ценность.
Собрание составляет 51 единицу хранения. Почти половина его - «меховые мешки» из Большеземельской тундры, их девятнадцать. Немного меньше, двенадцать, происходят из Малоземельской тундры, девять сумок привезены из Канино-Тиманья, и шесть - с острова Колгуев. Определить место происхождения трех сумок не представляется возможным. Две сумки изготовлены в Нарьян-Марском горпромкомбина-те в восьмидесятые годы XX века художником-прикладником С. И. Коткиным.
Одно из ранних упоминаний о ненецких сумках относится к XVIII веку. Иван Лепехин, рассказывая о быте самоедов, отмечал, что «для поклажи запасного и хорошего своего платья, также из самых лучших в своем имени вещей» мезенские самоеды употребляли сумки, сшитые из ровдуги или птичьей кожи.
А. В. Журавский, совершивший в начале XX века несколько экспедиций в Большеземельскую тундру, так описывал назначение сумок: «вместилища служат для хранения женского скарба, работ, украшений, талисманов, кукол и предметов культа». В тот период у европейских ненцев использовались сумки и мешки, сшитые из шкурок лисицы, песца, бобра, белки, куницы, соболя, горностая. Кочевавшие на побережье шили их из шкуры тюленя, нерпы. Некоторые были эффектно украшены «копытцами новорожденных олешков», а также изготовлены «из шкурок фиолетово-зобой полярной гагары, шкурок мелких зверьков - лемминга и земляной белки (бурундука) или из налимьей кожи».
Однако уже тогда появились и получили большое распространение «меховые мешки», сшитые из камуса6 оленя и шкуры с оленьих лбов. С возникновением в тундре крупнотабунного оленеводства, увеличением поголовья оленей этот материал стал основным в изготовлении своеобразного тундрового чемоданчика. Декоративное убранство сумок преимущественно строилось на технике сборного меха, с использованием несложных мозаичных узоров. Коллекция сумок Ненецкого окружного краеведческого музея, является исключительно женской и по изготовлению, и по использованию. В ней различают три следующих типа: пад, туця' (русское название - тучейка) и падко.
Типы выделены по нескольким характерным особенностям: назначению, размеру, форме, способу закрывания.
Пад - большая, вытянутая горизонтально, сумка. Для закрывания ее служили парные ровдужные ремешки (сись'). В пад хранили одежду, меховую женскую и мужскую обувь, шкурки пушных зверей. Иногда в пад складывали древесные стружки, меховые лоскуты, перо птицы. Обычно пад служила долго, 40-50 лет.
Туця- небольшая сумка, вытянута вертикально. Сверху затягивается ровдужной вздёржкой (сюртсар). В туця женщины хранили швейные принадлежности - кусочки камуса, сухожилия, ножницы. У хозяйки чума туця всегда была под рукой, постоянно использовалась, и изнашивалась быстро.
Падко (уменьшительное от пад) - самая малая по размеру ненецкая сумка, ширина и высота ее почти равны. Также, как и пад, завязывется парой ровдужных завязок. Падко использовали для хранения сукна, ниток из жил, пуговиц, мелких домашних вещей. В некоторых женщины могли хранить свои платки. Других сфер бытования сумок по их типу в легендах музейных предметов не зафиксировано.
Ненецкая женская сумка имеет рациональную конструкцию. Она образована из двух частей: основы (собственно сумка, мешок) и устья. Основная часть состоит из передней (ся") и задней (хэв) стенок. У туця они всегда соединены с помощью меховой или ровдужной вставки, проходящей через бока и дно, что позволяет придать сумке необходимый объем. Для увеличения вместимости пад ее заднюю стенку кроили по размеру больше передней. Переднюю и заднюю стенки падко делали одинаковыми. Некоторые пад и падко также снабжали соединительной вставкой. Ширина такой вставки у туця' 4-6 см, у пад 10-12.
Если основную часть сумки всегда украшали орнаментом или чередующимися полосками меха, то устье никогда не орнаментировали. Его пришивали к основной части, которую обычно присобирали. Нижние углы у сумок всех типов закругляли, вследствие чего форма сумки очень приближена к овалу. Музейная коллекция пад насчитывает четырнадцать предметов. Размеры пад зависят от размеров хранимых в ней вещей и варьируются в пределах 42 - 60 см в высоту и 43 - 98 см в ширину. Сумка - женская вещь, и обязательно находится на женской половине чума. Более конкретное местоположение пад обуславливается ее содержимым.
Большую пад, в которой собрано все для шитья (например, малица в процессе пошива), женщины держали возле себя. Другие могли положить около шестов, у основания чума. Сумки с женской нижней одеждой или обувью находилась в чуме у входа. Во время перекочевки все пад складывали в нарты.
Устье пад иногда окрашивали суриком или охрой в красноватые тона. В более отдаленные времена использовали растительные красители, такие, как сок лиственницы. Верхний край устья обрабатывали полоской меха шириной 1-1,5 см, для завязывания сумки к нему пришивали 3-4 пары ремешков из ровдуги. Как правило, устье пришивали мездрой наружу, но есть и исключения. Пример нарушения принятых стандартов - коллекционная пад, устье которой сшито мехом наружу, при этом использован мех крупного рогатого скота. Переднюю стенку пад собирали из камуса, иногда меха нерпы, кожи, применяя для отделки цветное сукно. Способы декорирования, орнаменты применялись те же, что и в одежде. Иногда по ним можно определить, из какой тундры происходит сумка. Наиболее характерный узор для передней стенки пад - три вертикальные полосы, орнаментированные шашечным (юдак") или зигзагообразным (хадахалавы) орнаментом, разделенные полосами контрастного меха.
В музейной коллекции есть сумки с одной, двумя, тремя, четырьмя вертикальными орнаментированными вставками. Представлены сумки с шашечным и с зигзагообразным орнаментом. Часто встречается орнамент нэвак - головки или ты нямд - оленьи рога. Нередко орнамент передней стороны пад усложняли, вставляя в вертикальные полосы различные узоры: шашечный орнамент - в центральную, в боковые - оленьи рога. Или в центральную - зигзагообразный, в боковые - шашечный орнамент. Иногда в конструктивные швы вставляли лоскутки замши. Также в декоре пад использовали шкурки, снятые с ноги новорожденного олененка вместе с копытцем. В сумке, приобретенной в общине «Ямб то» в 2001 году, в вертикальные полосы вшит орнамент нява ха - «заячьи ушки», а по краю расположен более сложный узор. Для украшения нижней части передней стенки пад чередовали горизонтальные меховые, светлые и темные полосы. Иногда их располагали вокруг всей полуовальной основы. Некоторые мастерицы прокладывали на сумках декоративный шов, для отделки которого брали подшейный волос оленя. Этот прием использовали при шитье геометрического орнамента: зигзаги, прямоугольники.
Швы под устьем мешка, боковые и по нижнему краю нередко обрабатывались широкими прямоугольными полосками окрашенной или неокрашенной ровдуги. Обычно устье пад несколько сужалось к верху, однако можно предположить, что его форма и размер обуславливались набором предметов. Большой интерес вызывают две имеющиеся в музейной коллекции пад: одна практически с прямоугольным устьем, у другой устье в полтора раза уже относительно дна. Вероятно, сузив устье, мастерица хотела обеспечить сохранность каких-либо мелких вещей.
Задняя стенка пад обычно выкраивалась из цельного куска меха оленя или нерпы, либо собиралась из остатков шкурок и никак не украшалась. Но для нее могли использовать фрагменты отслужившей свой век одежды или обуви. В коллекции хранятся несколько пад, у которых задние стенки орнаментированы камусом от старых голенищ меховой мужской обуви - пимов. Возможно, эти пад и предназначались для хранения мужской обуви.
Вторичное использование меха отмечается и в пад со вшитой в заднюю стенку фрагментом спинки женской (канинской) паницы. Удобные, мягкие и вместительные пад незаменимы при кочевом образе жизни. Женщины в тундре не могут припомнить случая, когда пад выбрасывали. Старую пад просто реже использовали, держали ее в санях, а не в чуме. Пад обычно не дарили, но могли продать, либо обменять на недостающий материал, например, сукно. Если незамужняя девушка шила сумку на заказ, материал ей давали из расчета на две сумки. Стоимость пошива в таком случае равнялась стоимости комплекта материала. Другой тип сумок, используемый в тундре, в ненецком языке носит название туця. Туця вытянуты вертикально, более декоративны, чем пад или падко. В коллекции их двадцать две. Размеры тучеек изменяются в пределах 30 - 40 см в высоту и 20 - 25 см в ширину. Некоторые исследователи полагают, что термин туця' можно перевести с ненецкого как «огонек», т.к. в основе его слово ту - огонь. Однако точная этимология его не выяснена. Туця всегдашняя спутница женщины, т.к. в ней хранят предметы рукоделия. Где хозяйка - там и ее туця. Продолжательница рода постоянно что-то шьет, ремонтирует, и для удобства сумка часто находится возле женской постели в чуме.
Для изготовления туця' брали две шкурки, снятые с головы оленя, так называемые оленьи лбы - тай. Их сшивали при помощи полоски ровдуги или меха. Устье сумки, как правило, делали из ровдуги, а для закрывания вставляли ровдуж-ную вздёржку. Отличается от всей музейной коллекции сумка на ремешке из меха нерпы, без вздёржки. В отличие от пад, у туця' украшали и переднюю, и заднюю стенки. Традиционно передняя сторона светлая, задняя темная. Орнамент вставляли, как правило, одинаковый с обеих сторон, но в контрастном цвете. Киевская художница Ада Рыбачук, зимовавшая на о. Колгуев в 50-е годы, сделала поэтичное предположение: светлая сторона тучейки олицетворяет день, темная - ночь. Наиболее распространенный для всех туця орнамент - геометрический, из белого и темного меха: головки - нэвак, оленьи рога - ты' нямд, чумообразный - мядико, с полосками цветного сукна в швах. Нередко орнаментировали верхнюю часть сумок над глазными отверстиями, а иногда и соединяющую обе стенки полосу. Глазные отверстия на сумке всегда зашиты полосками меха и цветного (красного, желтого, зеленого) сукна в качестве канта. Кроме этого, на место глазниц могли вставить треугольники меха с полосками сукна.
Вдоль полуовала основной части сумки вставляли несколько, чаще всего три, полоски темного и светлого меха, а в крайний шов - бахрому из ровдуги (мэсер"). Бахрому прикрепляли пучками по несколько полосок или равномерно по всему овалу. Встречаются сумки и без ровдужной бахромы. К концам полосок бахромы (дл. 5-7см) иногда прикрепляли копытца новорожденных телят (тобакосвэй мэсер"), которые при пользовании сумочкой издавали своеобразный звук. С одного бока на ровдужную петельку или металлическую цепочку к туця' привешивали маленькую сумочку падко (размером около 8x10 см) для хранения ниток из сухожилий, кусочков сукна, с другого - игольницу, украшенную сукном (нив нэся). Тучейки с падко в музейной коллекции две, у большинства же сохранились только игольницы, у некоторых они отсутствуют. Можно сделать предположение, что к своей сумке женщина могла прикрепить копоушку, расческу, другие костяные и металлические изделия - т. е. личные вещи, но по коллекции окружного краеведческого музея это не прослеживается. Однако в фондах есть редкий экземпляр туця с двумя падко, игольницей, футлярами для наперстка и точильного камня. К одной из сумок прикреплена даже ниточка бус. Вероятно, так мастерица позаботилась об их сохранности.
Игольницей, как правило, служил овальный кусок шкуры оленя, сложенный вдоль пополам, обшитый со стороны мездры цветным сукном. Ею мог быть и просто лоскут сукна для вкалывания игл, свернутый пополам. К нижнему краю игольницы пришивали один или два мешочка для хранения наперстков - своего рода миниатюрную сумочку, копирующую тучейку, изготовленную точно по размеру наперстка. Её так же украшали цветным сукном, вставленным в шов, либо суконной или ровдужной бахромой, с чередованием темных и светлых полос меха. Футляр для наперстка, видимо, появился на тучейке одновременно с самим наперстком, в конце XIX-начале XX века. До этой поры мастерицы защищали пальцы от укола иглы кусочком ровдуги, сложенным в несколько слоев.
Сумки третьего типа - падко, самые малые по размеру. Передняя и задняя стенки пришиты непосредственно друг к другу, без соединительной вставки. Высота падко обычно 17 см - 25 см, ширина 15 см - 32 см. При этом у каждой сумки ширина практически равна высоте. Когда ненецкая девочка достигала трехлетнего возраста, мать давала ей в руки иглу, и будущая тундровая женщина начинала осваивать искусство шитья по меху. Обучение проходило в том числе и в процессе изготовления падко. Вероятно, отсюда незатейливость орнаментов многих падко, что прослеживается и по музейной коллекции. Однако с каждым изделием мастерство росло, и многие падко в нашем музее восхищают изяществом. Вполне допустимо, что падко становилось первой сумкой в жизни девочки, в ней она хранила игрушки и кукольную одежду (сянако пад).
Падко чаще всего пришивали к тучейке, но могли использовать и как самостоятельную вещь. Во время перекочевки падко с жильными нитками, сукном убирали в тучейку или пад, либо перевозили вместе с ними на одних нартах.
В коллекции насчитывается пятнадцать единичных падко, не пришитых к туця. В основном, они поступили в музей в качестве дара. Также, как пад, у падко традиционно украшена только передняя стенка. Орнамент незамысловатый - в виде чумиков, простых чередующихся горизонтальных или вертикальных полосок темного и светлого меха. Применяли шахматное чередование меха, вставляли в швы разноцветное сукно или ровдужную бахрому. Имеется падко с орнаментом на передней и задней стенках. Несмотря на простоту декора - чередование горизонтальных и вертикальных полос меха, большую изношенность и потертость, удивительна падко с острова Колгуев. При ее изготовлении использована кожа птицы, что позволяет сделать предположение - это одна из ранних сумок в коллекции музея. А. В. Журавский, восхищаясь красотой пад и туця, считал: «Вне сомнения, что патки и тучейко могли бы иметь громадный сбыт в качестве предметов роскоши кустарного производства». Прошло столетие, но и сегодня «меховые мешки» преимущественно используются только теми, кто ведет традиционный образ жизни. Попытка наладить производство сувенирных сумок, предпринятая в округе в 80-е годы XX века, ожидаемого результата не дала. Широкого распространения сумки из меха не получили, по-прежнему оставаясь атрибутом тундры. Мы не сможем с точностью установить, в какие времена сумка появилась в обиходе кочевников. Однако почти с полной уверенностью можно сказать, что ее, конечно, изобрела женщина. Когда ненцы произносят мудрую пословицу: «Правый указательный палец женщины держит всю тундру», они вспоминают неустанно работающие руки хозяйки чума и быстрое мелькание наперстка. Обшивая свою семью, ремонтируя для мужа и детей одежду и обувь, великая труженица обеспечивала благополучие всего рода и поддерживала вековой порядок бытия. А без вечной спутницы - сумки, сделать это было трудно.
В настоящее время интерьер и убранство квартир ненцев, живущих оседло, практически не отличается от убранства квартир русского или коми населения. Однако, в некоторых ненецких семьях имеются традиционные пад, туця, падко. В них по-прежнему хранят меховые вещи, принадлежности для шитья, но с преобразованием хозяйства и быта традиционная утварь в целом утрачивает свое значение.
Поэтому музейные коллекции меховых сумок имеют особую ценность и должны являться предметом изучения.
Jasavej02:58